Ирина Александровна Антонова (20 марта 1922, Москва — 30 ноября 2020, там же) — советский и российский искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения. Директор (1961—2013) и президент (2013—2020) Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Доктор искусствоведения.
Ирина Антонова — биография — Википедия
Ирина Александровна появилась на свет в начале прошлого века, 20 марта 1922 года. Коренная москвичка росла в доме, где царила атмосфера любви к прекрасному. Ее мать Ида Михайловна Хейфиц в молодости окончила Харьковскую консерваторию, играла на фортепиано. Но из-за Гражданской войны так и не реализовала себя в музыке.
Хотя ее отец, Александр Александрович, бывший революционер, был только электриком, его любовь к театру оказалась страстной и передалась дочери. От матери Иды Михайловны, музыканта по классу фортепиано, она унаследовала любовь к музыке. У отца было влечение не только к театру (он даже принимал участие в любительских постановках), но и к стеклопроизводству, что стало его настоящим призванием.
Благодаря новой работе отца семейство перебралось в Германию в 1929 году, где они прожили до 1933 года. Ирина овладела немецким языком настолько, что свободно читала произведения классиков немецкой литературы в оригинале. После того, как власть в Германии перешла в руки нацистов, Антоновы вернулись в СССР.
В 1940 году поступила на искусствоведческое отделение филологического факультета Института философии, литературы и истории (ИФЛИ). В 1941 году, после слияния ИФЛИ с Московским государственным университетом (МГУ) им. М.В. Ломоносова, стала студенткой искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ. Окончила его с отличием в 1945 году.
Во время Великой Отечественной войны Антонова трудилась медсестрой, а после получила диплом и должность в ГМИИ. Параллельно коренная москвичка училась в аспирантуре. Предметом научных исследований стала итальянская живопись эпохи Возрождения.
В 1961 году, будучи старшим научным сотрудником музея, она получила назначение на пост его директора, который занимала более 50 лет.
10 июля 2013 года она уволилась, и ее кресло заняла искусствовед Марина Лошак.
Практически все время директора музея было посвящено работе, хотя в годы застоя она сталкивалась с массой трудностей. В те годы от искусства требовалось одно — прославлять идеи КПСС. Поэтому ей приходилось прикладывать много усилий не только при управлении музеем, но и в организации выставок. Цензуру, к сожалению, никто не отменял.
Ее работа включала в себя несколько магистральных направлений: проектирование и капитальное строительство, издательскую и выставочную программу, информационное обеспечение музейной деятельности и др.
По инициативе Ирины Антоновой с 1967 года в Пушкинском музее ежегодно проводится научная конференция «Випперовские чтения», посвященная памяти одного из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства Бориса Виппера.
В начале 70-х годов Антонова занялась полной реорганизацией экспозиций и залов. В этот период стартовали беспрецедентные для того времени выставки — в одном и том же помещении находились работы как отечественных, так и зарубежных деятелей. Свет увидели забытые и отложенные в запасниках картины из коллекций Сергей Щукина и Ивана Морозова.
Вскоре искусствовед наладила плотное сотрудничество с западными «очагами» культуры. К концу 70-х годов в здании ГМИИ гости впервые увидели картины художников из Нью-Йорка.
В 1974 году под ее руководством была осуществлена реорганизация экспозиции музея. В том же году в ГМИИ впервые в СССР была выставлена знаменитая картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза». В дальнейшем при участии Ирины Антоновой в Пушкинском музее состоялся ряд важных выставок: «Москва — Париж. 1900–1930» (1981), «Москва — Берлин. 1900–1950» (1996), «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» (1996), «Пикассо» (2010) и др.
В 80-е и 90-е годы выводит на новый уровень Ирина Антонова Пушкинский музей. Выставки картин стали принимать масштаб мирового значения. Так, выставка «Москва-Париж» была объявлена событием 20 века, так как на ней впервые выставлялись работы Казимира Малевича, Кандинского и других художников, которые в СССР были запрещены.
Вместе с экспонатами Ирине Александровне удалось побывать во многих странах, встречаться с там выдающимися людьми, других ей посчастливилось сопровождать по залам любимого Пушкинского музея: Миттеран, Рокфеллер, Ширак, Хуан Карлос, Оппенгеймер, король и королева Нидерландов.
Автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет вела преподавательскую работу на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ, в Институте восточных языков в Париже.
Член Общественной палаты Российской Федерации (2011—2020).
Антонова старалась привлечь в музей как можно больше посетителей, поэтому постоянно придумывала новые мероприятия, способные заинтересовать публику. Именно она придумала сочетание музыки и изобразительного искусства, которое впоследствии вылилось в проведение «Декабрьских вечеров» на пару с пианистом Рихтером.
Антонова и Рихтер играли в Пушкинском музее, и вскоре его уже воспринимали не только как музей, а настоящий островок музыки и искусства. Мировая общественность высоко оценила этот прогресс, понравилась новинка и жителям СССР.
В 1996 году по инициативе Ирины Антоновой был основан Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева (является отделом ГМИИ, развернут в здании Российского государственного гуманитарного университета в Москве). В его залах находится 750 слепков и копий с памятников античного, средневекового и ренессансного искусства, хранящихся в зарубежных музеях.
В 1998 году в основном здании ГМИИ был открыт Зал истории музея, экспозиция которого отражает важнейшие вехи создания музейных коллекций. Через год при участии Ирины Антоновой был создан еще один отдел музея — Мемориальная квартира Святослава Рихтера (Москва, ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58).
В 2006 году в зданиях рядом с основным корпусом музея открыты Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», вошедшие в общее экспозиционное пространство.
Ирина Александровна возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 52 года.
После отставки Антонова назначена на должность президента ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Закат карьеры Антоновой обозначился выдвижением ею идеи о воссоздании в столице ранее уничтоженного (в 1948 году) Музея нового западного искусства. С точки зрения лауреата двух Государственных премий России, там должны быть представлены экспонаты из Эрмитажа и ГМИИ. Такое предложение привело к конфликту в профессиональном сообществе, и вскоре Ирина Александровна была отстранена от занимаемой должности.
Одной из самых скандальных выставок музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина стала выставка 1996 года «Золото Трои». Многие западные и отечественные деятели искусства считали, что этой выставкой была запятнана ее биография. Антоновой Ирине предъявляли обвинения в замалчивании правды о вывезенном в 1945 году из Германии золота Трои, о котором ранее Советский Союз заявлял, что не имеет к нему никакого отношения.
Умалчиваний в советской истории было более чем достаточно, но обычно исторические ценности возвращались на свою родину. Так было с произведениями из Дрезденской галереи например. То, что золото было изъято из запасников на всеобщее обозрение, явилось показателем открытости нового правительства России.
Исключительно стараниями Антоновой музей им.Пушкина вскоре занял свое достойное место в ряду с Эрмитажем, Лувром, Прадо, Метрополитен, Британским музеем.
Новый век принес и значительные перемены в жизни театра. Он стал заметно больше, теперь на его территории открылись музеи частных коллекций, импрессионистов, Детского центра. Однако Антонова считает, что этого ничтожно мало. Особенно, если учесть тот факт, что коллекция музея состоит из свыше 600 тысяч самых различных произведений, при этом в залах есть возможность разместить только 1,5 % от общего количества экспонатов. Директор музея считает, чтобы обеспечить ему полноценную работу, нужно отстроить настоящий музейный городок.
Правительство выделило средства на расширение музея, поэтому стоит надеяться на то, что в ближайшем будущем он превратится в настоящий городок культуры и искусства.
Звания, награды
Антонова была заслуженным деятелем искусств РСФСР (1979).
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (1997 — III степень, 2002 — II степень, 2007 — I степень, 2012 — IV степень). Награждена орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов (1980), «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2001), Почетного легиона (2007, Франция), Восходящего солнца (2013, Япония). Имеет знак отличия «За благодеяние» (2017).
Была удостоена Государственной премии РФ в области литературы и искусства в 1995 году и Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2017 года.
Лауреат премии «Своя колея» им. В.С. Высоцкого (2013), общественной премии Юрия Любимова (2016), премии Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше» (2017) и др.
Почетный доктор Российского государственного гуманитарного университета (1996).
Ирина Антонова — личная жизнь
Муж Ирины Александровны Евсей Иосифович Ротенберг тоже известный деятель искусства. Ушел из жизни в 2011 году, к тому времени супруги прожили вместе 64 года и необыкновенно сроднились. В интервью о личной жизни Антонова сказала, что с мужем прошла все законы и сроки отношений. И им удалось достигнуть фантастического взаимопонимания и доверия.
Ирина Антонова — причина смерти
Причиной смерти президента Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирины Антоновой стал коронавирус в сочетании с другими заболеваниями, заявили РИА Новости в пресс-службе музея.
Антонова скончалась во вторник на 99-м году жизни.
Кончина президента Пушкинского музея была страшной. 15 ноября ее сын-инвалид позвонил соседке по подъезду с просьбой о срочной помощи. Дело в том что Ирина Александровна без сознания лежала на полу и билась в судорогах. Карета «скорой» приехала быстро и Антонову с подозрением на инсульт увезли в 64 городскую больницу столицы – ГБУЗ ГКБ им. В. В. Виноградова, что на улице Вавилова
А 26 ноября врачи из отдела неврологии, где лечили Антонову, экстренно связались с коллегами из больницы в Коммунарке – у знаменитой пациентки обнаружили коронавирус. Состояние было очень тяжелым, сатурация (норма содержания кислорода в крови) была уже 90 при норме в 95-98. И нехватка кислорода все увеличивалась…
«У нее сочетанный диагноз: коронавирусная инфекция, вызванная вирусом COVID-19, вирус идентифицирован. <…> Ишемическая болезнь сердца. Постинфарктный кардиосклероз», — сказано в сообщении.
Антонову отправили в больницу в Коммунарке – один из главных коронавирусных госпиталей страны. За 9 месяцев здесь вылечили больше 15 тысяч пациентов. Но шансов выжить при таких показателях у 98-летней Антоновой, увы, почти не было… Ее подключили к ИВЛ. Но несмотря на усилия врачей, вечером 30 ноября Ирина Александровна скончалась.
Ирина Антонова — сын Борис — чем болен
Немногочисленная семья, тем не менее, имела для нее большое значение, особенно Борис Антонов, сын Ирины Антоновой. Талантливый мальчик, он радовал своими успехами родителей, знал много стихов наизусть, быстро развивался. В те времена, когда первый ребенок рождался у родителей, которым за 30, его считали поздним.
Даже болезнь единственного сына Бориса Ротенберга стала не той трагедией, которая разъединяет, а общим горем, только укрепившим любовь. Очень часто, говорила директор Пушкинского музея, мужчина уходит из семьи, если там появляется проблемный ребенок. Но Евсей Иосифович остался рядом, проживая и переживая этот сложный путь вместе с женой. А последними его словами на смертном одре стала фраза: «Я люблю тебя».
Сын Ирины Антоновой заболел в семилетнем возрасте. После этого, как она сама признается, любые проблемы и неурядицы стали казаться ей мелкими и незначительными.
Диагноз сына Антонова так и не раскрыла. До шести лет он рос одаренным мальчиком — интересовался музыкой и литературой, рассказывал наизусть классические произведения. Затем у него стали проявляться психологические проблемы. Мать Бориса Ротенберга тщетно пыталась вылечить наследника, а смирившись, надеялась, что в жизни ее сына возникнет человек, который позаботится о «колясочнике».
Лечение у лучших врачей не помогло, и сегодня Борис — заложник инвалидного кресла. Ирина Александровна надеется, что найдется человек, который будет заботиться о сыне, когда ее не станет.