Марго Дмитриевская — одесская преступница (по некоторым данным просто любовница), связанная с Нестором Махно.
Марго Дмитриевская — биография
Участница засекреченной операции по устранению криминального сообщества Одессы Мария Климова могла дожить как минимум до начала пятидесятых годов.
«Речь держала баба — звали её Мурка.
Хитрая и смелая была!
Даже злые урки —
И те боялись Мурки:
Воровскую жизнь она вела»
Данным именем представлялась Мария Климова (Мурка), но оказалось, что на самом деле настоящая Марго жила неподалеку от Одессы.
Также есть данные, что Марго Дмитриевская была убита.
Одесские историки, специально проводившие поиски возможно существовавшей могилы героини песни, пришли к выводу — на местных кладбищах захоронения Мурки в наши дни нет. Но, со слов старожилов, была в далекие 1920-ые одна странная история с погребением девушки — якобы сотрудницы московских спецслужб. В городе тогда говорили, что она очень похожа на Мурку и играла роль двойника чекистского агента. Но на самом деле все наоборот: не двойник — копия, а оригинал. Изучив доступные на сегодняшний день материалы, некоторые историки утверждают, что именно Марго Дмитриевская была была похороненной. Видимо, каким-то образом прибывшей из Москвы Марии Климовой удалось навести подозрения бандитов на свой «прототип» — Марго Дмитриевскую.
Песню «Мурка» в России знают почти все — даже те, кто от блатной романтики очень далек. Новый виток популярности ей в свое время дала картина «Место встречи изменить нельзя», в которой сыщик Шарапов втирался в доверие к бандитам, исполняя эту мелодию на пианино.
Есть много вариантов «Мурки», во многих из них имя главной героини другое. Но более всего народу пришелся по душе тот, где речь идет о Марусе Климовой.
Его авторство приписывается одесскому фельетонисту, сценаристу и драматургу Якову Ядову, автору песни «Бублики».
Впрочем, сам Ядов никогда о своем авторстве не заявлял.
Почему же именно Маруся Климова стала так близка народу? Дело в том, что с начала двадцатых годов в Одессе ходят легенды о девушке-чекистке, внедренной в местный криминальный мир во время секретной операции и погибшей от пули бандитов. Но был ли у девушки из песни реальный прототип?
Основанный при Екатерине Великой город Одесса являлся «южными воротами» России в Европу. Через его порт следовал очень большой поток коммерческих грузов, что, конечно же, вызвало огромный интерес криминалитета. Достаточно было центральной власти ослабнуть, как бандиты в Одессе превращались даже не в параллельную, а в основную власть.
В период СССР подавлять разгул криминала в Одессе пришлось 2 раза — после Гражданской и Великой Отечественной войн. Некоторое, пусть и поверхностное представление о том, как это было в начале двадцатых, дает известный в советские годы фильм «Зеленый фургон». К слову, повесть эту написал Александр Козачинский, который являлся не просто свидетелем, а непосредственным участником тех событий, успев побывать и работником угрозыска, и главарем банды налетчиков.
Одессе начала двадцатых очень сильно не хватало высококвалифицированных кадров в уголовном розыске. Поэтому самые крупные операции планировались в Москве.
В 1921 году силами ВЧК и Московского уголовного розыска (МУРа) была разработана операция, целью которой должна была быть ликвидация лидера криминального мира Одессы, которого многие знали под кличкой «Бриллиант».
У сыщиков об этом бандите было очень мало информации, не было даже его портрета.
В преступный мир Одессы хотели внедрить целую группы оперативников под видом «банды гастролеров». Таких визитеров местные уголовники могли встретить не очень дружелюбно, поэтому легенда гласила, что вновь прибывшие не просто бандиты, а «идейные» — своего рода «разведгруппа», действующая от имени Нестора Махно. Этот прославленный анархист на Украине вообще и в Одессе в частности имел довольно большой авторитет.
В число членов «лжебанды» была включена и женщина — работница МУРа Мария Климова. Женщины в бандах для того периода были частым явлением. Являясь любовницами главарей, а порой их родственницами, они имели большое влияние в криминальной среде.
«БАБА В БАНДЕ — ВОРУ НА ФАРТ», — ГОВОРИТСЯ В ПОГОВОРКЕ, КОТОРАЯ ХОДИЛА В ВОРОВСКОЙ СРЕДЕ.
Ставка делалась на то, что к осторожному и подозрительному «Бриллианту» легче будет приблизиться женщине.
Существует добрый десяток версий, как именно развивались события дальше. Сходятся они в одном — «Мурке» на самом деле удалось войти в доверие к «Бриллианту», и заслужить авторитет в местной криминальной среде. Согласно некоторым данным, «Мурка» могла выдавать себя за известную в криминальной среде Марго Дмитриевскую.
И здесь случился провал — настоящая Марго Дмитриевская, входившая в окружение Махно, жила вблизи Одессы. Этим и объясняется описанная в песне гибель «Мурки».
Но это лишь одна из версий событий. Согласно другой, жертвой бандитов оказалась как раз Марго Дмитриевская, а вот внедренной работнице МУРа удалось скрыться от бандитов.
Еще один вариант развития событий — «Бриллиант», будучи в дурном расположении духа, заметил «Мурку» в ресторане в тот момент, когда она разговаривала с еще одним криминальным авторитетом Одессы по кличке «Червень».
«Бриллиант» заподозрил «Мурку» в предательстве, вызвал ее на разговор и покончил с ней. Оперативники, которые должны были прикрывать свою коллегу, вовремя отреагировать не смогли.
Одесская легенда говорит о том, что погибшую Марусю похоронили на одном из городских кладбищ. Местные историки много раз хотели найти ее могилу, однако так и не смогли.
В открытых архивах по сей день нет информации о спецоперациях, которые работники МУРа проводили в начале 1920-х в Одессе. Достоверно известно только то, что с задачей разгрома криминальных структур работники правоохранительных органов справились, взяв ситуацию под контроль.
Так может быть, вся история про внедренного агента Мария Климову — выдумка?
Некоторое время назад в материалах Главного информационно-архивного центра МВД РФ обнаружили учетную личного дела капитана запаса милиции Марии Климовой.
По данным карточки, Климова Мария Прокофьевна, появилась на свет в 1897 году в городе Великий Устюг. Возраст работника милиции Климовой идеально подходит под примерный возраст «Мурки». Звание капитана говорит о том, что Мария Климова служила в милиции как минимум до второй половины тридцатых годов. Оно было введено Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 26 апреля 1936 года и объявленным приказом НКВД № 157 от 5 мая 1936 года для личного состава органов рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.
В карточке указано, что Мария Климова была исключена из списков 27 марта 1952 года. Ее личное дело, согласно некоторым сведениям, было уничтожено в семидесятых годах в установленном порядке. Это могло случится или в связи со смертью экс-сотрудницы угрозыска, или в связи с истечением срока хранения документов.
Можно ли говорить, что Мурка из песни и капитан милиции Климова — одна и та же женщина? И кстати, почему только капитан? Судя по длительности службы Марго Дмитриевской в органах, у неё должно было быть более высокое звание.
Ответов на эти вопросы нет. Несмотря на то, что прошло уже довольно много лет, можно постараться найти людей, которые работали в милиции вместе с Марией Климовой, или знали ее впоследствии. Она должна была иметь родственников, которые могли бы дополнить ее историю.
Все это, разумеется, актуально в том случае, если сама находка в архиве — настоящая, а не чей-то хорошо продуманный рекламный ход.
Так что на сегодняшний день Маруся Климова является в большей степени легендой. Но, может быть, все еще поменяется.