В 1984 году игра Elite породила новый жанр: космические симуляторы с элементами торговли. Компания Sierra, тогда ещё оснащённая приставкой On-Line, выпустила первый анимационный графический квест King’s Quest. Capcom начала свою серию вертикальных шутеров с игры 1942. А в СССР на компьютере «Электроника-60» впервые полетели вниз тогда ещё чёрно-белые фигурки.
Тридцать пять лет назад вышла головоломка «Тетрис», которая давно уже перестала быть просто игрой.
Алексей Пажитнов родился в Москве. Он закончил математическую школу, после чего поступил в Московский авиационный институт. Там он увлекся компьютерной техникой и кибернетикой, и после выпуска его взяли на работу в вычислительный центр Академии Наук СССР.
В АН Пажитнов работал над проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. В процессе работы ему приходилось решать различные головоломки и даже создавать собственные варианты для определённых целей.
Вот так выглядел неслыханно мощный и на редкость компактный компьютер «Электроника-60». Отыскать его можно было лишь в крупных НИИ да в космонавтике
В 1984 году учёный добрался классической головоломки пентамино, в которой надо складывать составленные из пяти квадратов фигурки в один прямоугольник. Но он обнаружил, что мощный по тем временам советский компьютер «Электроника-60» не справляется с быстрой обработкой данных. Он модифицировал головоломку — и на свет появился «Тетрис».
В «Тетрисе» использовано семь фигур, и это удача, потому что семь — это размер оперативной памяти человека. То, что человек может легко запомнить. Семизначный телефон вы можете запомнить, а вот восьмизначный — уже сложнее. Группа из семи человек — максимальная группа людей, которая может обойтись без начальника. Восемь — как бы они ни дружили — скоординироваться они не смогут. Я это по опыту походов знаю.
Алексей Пажитнов
Первые коммерческие версии «Тетриса» вышли в США: несмотря на заботу об авторских правах, в этом случае у Пажитнова никто ничего даже не спрашивал. Со временем советское правительство решил вмешаться в этот разгул, и в обмен на игру выдало программисту квартиру в Москве и персональный компьютер 286 модели — по тем временам неслыханную роскошь.
Я особо не переживал по этому поводу, так как сразу решил пустить эту игрушку на медные трубы. На славу. Думал, потом уже раскручусь и буду свои игры продавать. Так и вышло. Если бы я грызся за деньги с гэбэшниками, потом всю жизнь, как тот персонаж из Вороньей слободки, называл бы себя потерпевшей стороной. А зачем мне это надо? Я не сутяга, я геймдизайнер. Ну и к тому же через десять лет я получил обратно свои права и вот что-то там такое добираю. До сих пор идут роялти.
Алексей Пажитнов
Лишь годы спустя Пажитнов всё же сумел заработать деньги на своей игре, его взяла в долю британская компания и выпустила «Тетрис» за рубежом. The New York Times в 1988 году назвала «Тетрис» первым программным обеспечением, созданным в Советском Союзе.
А в 1991 году программист перебрался в США — удачно, через четыре года его приняли на работу в Microsoft. Правда, проработал он там менее десяти лет. Но за это время стал владельцем акций, проценты с которых получает ежегодно.
Я никогда не думал об эмиграции, это получилось само собой. В начале девяностых мой друг Владимир Похилько уговорил меня уехать. Сказал, что мы должны понять, каково это — работать за границей. Мы поехали туда на некоторое время, но потом приехала моя семья, потом появился собственный дом, а потом — глядишь, я уже там живу.
Алексей Пажитнов
«Тетрис» хранится в Библиотеке Конгресса США в числе десяти важнейших в истории компьютерных игр. Различные вариации Tetris купили более 170 миллионов раз, и едва ли не ежегодно выходит очередное издание головоломки. Пажитнов после «Тетриса» создал около двух десятков игр, но ни одна не стала хоть сколько-нибудь знаменитой.
Поисковик «Яндекс» в честь дня рождения игры поменял свой логотип
Сам же тетрис давно перестал быть просто игрой и стал культурным явлением. Психологи говорят о «синдроме тетриса», американский журналист Дан Акерман написал об игре книгу «Эффект Тетриса». А Голливуд снимает по головоломке научно-фантастический триллер.