Кантемир Балагов — биография

Кантемир Балагов
Кантемир Балагов

Кантемира Балагова, молодого режиссёра из Кабардино-Балкарии, уже после выхода его дебютного фильма «Теснота» называли наследником традиций мастеров мирового кинематографа, таких как Ларс фон Триер и братья Дарденны. Фильмы Балагова были удостоены международного признания, а в 2019 году его драму «Дылда» выдвинули на кинопремию «Оскар».

Кантемир Балагов — биография

Кантемир Балагов родился в столице Кабардино-Балкарии, городе Нальчик, 28 июля 1991 года. Окончив школу № 11, Кантемир не мог определиться в выборе профессии и поэтому последовал совету отца, настаивавшего на обучении на экономическом факультете Ставропольского филиала Института МВД.

Отец Кантемира был предпринимателем и мечтал, что сын получит экономическое образование и станет его помощником, однако после первого же курса юноша бросил институт и вернулся в Нальчик. В поисках призвания Балагов занимался электронной музыкой, пытался стать ди-джеем, но потерпел неудачу. Неожиданно для самого себя он увлёкся фотографией, а когда не смог достигнуть успеха и на этом поприще, стал развивать YouTube-проект – снимать сериал о нравах и образе жизни нальчикской молодёжи, о таких же, как и он, ребятах, вынужденных ежедневно сталкиваться с проблемами, неизбежно затягивающих их в круговорот насилия.

В течение года Кантемир снимал сериал, а когда узнал, что режиссер Александр Сокуров, чьё имя входит в список ста лучших режиссеров мира, открыл творческую мастерскую при Кабардино-Балкарском государственном университете, то решился отправить знаменитому режиссёру ссылку на свое творение. Александр Николаевич ответил Балагову – оказалось, он уже видел несколько серий – и пригласил его на свои лекции. Некоторое время Кантемир был вольным слушателем мастера, а потом поступил на факультет искусства, чтобы пройти полный курс обучения и стать режиссёром.

Во время учёбы он снял несколько короткометражных картин, среди которых документальный фильм «Андрюха» и биографическая лента «Первый я». Героем картины «Андрюха» стал молодой житель города Нальчик, который, несмотря на умственную неполноценность, пытается зарабатывать деньги для пьющих матери и сестры.

В ленте «Первый я» молодой режиссёр рассказал историю своего взросления, и, как и в первом фильме, не скупился на шокирующие детали и тревожные провинциальные пейзажи.

В 2017 году выпускник факультета искусств Кабардино-Балкарского университета представил свою первую полнометражную картину «Теснота», снятую при поддержке фонда Александра Сокурова. Весной 2017 года российские СМИ возвестили о том, что молодой режиссёр из Нальчика покорил жюри Каннского кинофестиваля.

В своей работе Балагов рассказал историю еврейской семьи из его родного города, сделав акцент на политических, национальных и социальных проблемах, которые и спустя почти 30 лет после описанных в картине событий остаются актуальными. Взгляд режиссёра полностью лишён предвзятости, он так же бесстрастен и холоден, как скальпель хирурга, склонившегося, словно над телом больного, над пространством Северного Кавказа.

Фильм был однозначно тепло принят кинокритиками, которые не могли не отметить необычные приёмы, которые использовал Балагов. Так, в одном из кадров кинокартины зритель видит на стене скромно обставленной, типично советской квартиры постер голливудского фильма «Титаник», что наводит на мысль о неизбежности катастрофы, а герои картины разговаривают вполголоса, что заставляет зрителей прислушиваться к ним, невольно концентрируясь на экранном действе.

Нальчик эпохи 90-х показан Балаговым если не адом, то точно его филиалом, где по тёмным улицам словно призраки бродят странные личности в спортивных костюмах, а молодёжь спивается и употребляет наркотики. Апогеем накала страшной истории о похищении еврейского юноши и его невесты стали использованные Балаговым жуткие кадры казни российских солдат чеченцами.

Роль сестры похищенного юноши исполнила актриса Дарья Жовнер, её героиня отчаянно бунтует против порядков, царящих в её семье, но оказывается бессильной в борьбе с внутренним гетто.

В Каннах оценили посыл молодого режиссёра, его жажду свободы и идею важности освобождения от стереотипов, как и много лет назад всё ещё существующих в российском обществе. В фильме, названном главным событием в российской культурной жизни, также снимались Ольга Драгунова, Назир Жуков, Михаил Амбург и Вениамин Кац.

Картина была отмечена призом Международной федерации кинопрессы, названа главным фаворитом программы «Особый взгляд» и по достоинству оценена зарубежными кинокритиками.

В 2019 году Кантемир завершил работу над своим вторым полнометражным фильмом. В военной драме «Дылда» он описал события, произошедшие в Ленинграде в послевоенный период. Героиня повествования, которую сыграла актриса Виктория Мирошниченко, воспитывает сына и работает в госпитале, однако приезд фронтовой подруги, героини Василисы Перелыгиной, заставляет взглянуть на женщин, прошедших войну с нового ракурса.

По словам Кантемира, источником вдохновения стало интервью белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич, затронувшей темы, говорить о которых не принято. Как и Алексиевич, режиссёр показал женское, шокирующее лицо войны. Победительницы или побеждённые, задаётся вопросом Балагов, описавший нелёгкие судьбы двух подруг.

Как и в первой картине, Кантемир использовал нестандартные приёмы, например, каждой героине принадлежал её собственный цвет, служащий своеобразным индикатором её внутреннего состояния и отношения к окружающему миру. В драме также играли Константин Балакирев, Тимофей Глазков и Ксения Кутепова. Актёров молодой режиссёр пытался, по его словам, научить не играть своих персонажей, но оживлять их, стараться не казаться героями фильма, а на самом деле быть ими. При работе над картиной «Дылда» молодому режиссёру пришлось изучить множество документальных материалов, пересмотреть хроники того времени и переработать фотоархивы. Помимо книг Светланы Алексиевич он читал автобиографические произведения Льва Разумовского. Также режиссёр несколько раз пересматривал поразившую его ещё во время учёбы знаменитую ленту братьев Дарденнов «Розетта», из которой он почерпнул некоторые стилистические приёмы.

Общее время, которое режиссёр потратил на работу над своим вторым фильмом, составило более двух лет, а цветовая насыщенность, которая так поразила членов жюри Каннского кинофестиваля, явилась результатом тщательного изучения особенностей живописи Голландских мастеров.

В 2019 году лента молодого режиссёра из Кабардино-Балкарии была удостоена приза Международной федерации кинопрессы и награды за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале в 2019 году.

Картину «Теснота» режиссёр запретил показывать в своём городе, Нальчике, который является не только местом, где происходит действие фильма, но и его главным героем. Своё решение он объяснил негативным отношением со стороны городских властей, назвавших его картину «слабой и некрасивой попыткой свысока смотреть на свою культуру и отрицанием собственной национальной идентичности». Городские чиновники назвали фильм Балагова откровенной неправдой, однако выразили надежду, что молодой режиссёр сможет однажды пересмотреть свои взгляды.

Кадры убийства российских солдат чеченскими боевиками, которые режиссёр использовал в фильме, тоже вызвали немало споров. Многие религиозные и общественные деятели назвали приём Балагова спекуляцией на горе и страдании людей. В интервью режиссёр говорит о том, что не видит ничего предосудительного в своём поступке; по его словам, в то время такие кассеты смотрели все.

Считается, что зрители, отправляющиеся в кинотеатр, поставлены в ситуацию, в которой они должны безоговорочно доверять режиссёру, и большая часть из них назвали приём Балагова предательством доверия. Демонстрация кадров бойни, на которых можно увидеть отчаяние в глазах жертв, повергла в ужас людей, а те, кто потерял родных во время Чеченской войны, осудили Балагова, использовавшего кадры убийства в личных целях.

Не менее жаркие споры вызвала и вторая картина Кантемира Балагова, которая, как и первая, была признана западной общественностью. К рецензиям, авторы которых назвали киноленту «Дылда» историей об однополой любви, режиссёр отнёсся спокойно, однако отметил, что такой взгляд на его фильм является концептуально ошибочным. Некоторая часть знатоков киноискусства, действительно, говорит о нетрадиционной любви, однако, по мнению другой части критиков, в фильме Балагова вообще нет никакой любви, а Ленинград был показан городом мёртвых.

Так, в частности, Марина Александрова говорит о том, что режиссёр изобразил вернувшихся с фронта женщин некрасивыми бесполыми и бесплодными существами с искалеченной психикой, способных только на эксплуатацию себе подобных и удовлетворение базовых инстинктов. Показывая вернувшихся с фронта людей полубезумными, психически неадекватными и неспособными на чувства, Балагов, по мнению Александровой, выносит приговор не только прошлому России, но также настоящему и будущему. Писатель и публицист Алла Боссарт назвала картину «Дылда» странной, околдовывающей и обморочно красивой.

В одночасье ставший известным Балагов скрывал подробности личной жизни, но не смог не ответить на вопрос Юрия Дудя и поведал, что его сердечное пространство покорила Кира Коваленко, с которой он познакомился во время учёбы на курсе Александра Сокурова.

Началом романтических отношений стало сотрудничество молодых режиссёров в картине «Софичка». По выражению Кантемира, он и его избранница подпитывают друг друга эмоционально.

По национальности режиссёр – кабардинец, исповедует мусульманство. Себя Кантемир называет верующим, но не религиозным; несмотря на безоговорочную веру во всевышнего, ему не всегда удаётся соблюдать религиозные традиции. О том, как он, чьи родители не были верующими, пришёл к богу, молодой режиссёр рассказал в короткометражной ленте «Первый я». Как рассказывает Балагов, если бы не встреча с Александром Сокуровым, он навсегда остался бы необразованным человеком. Прежде чем начать учиться у мастера, он совсем не любил читать, а в его культурном багаже было всего несколько книг.

Также Кантемир отмечает, что в юные годы не увлекался кино и понятия не имел о киноискусстве, что он считает важным обстоятельством, несомненным плюсом, благодаря которому он, по его словам, смог сохранить свою самобытность.

Летом 2019 года Кантемир стал гостем Юрия Дудя в его авторском YouTube-шоу «вДудь». Режиссёр рассказал о том, как шёл к успеху, о своём видении современного киноискусства и ответил на вопросы о том, какие приёмы он предпочитает использовать в работе над своими картинами.

О Светлане Алексиевич режиссёр высказался как об одном из самых талантливых авторов. По словам Кантемира, Алексиевич поразила его ощущением фатального одиночества и безысходности, которым пропитаны её книги. Также режиссёр сказал, что испытывает безграничное уважение и восхищение к Чулпан Хаматовой, и как к актрисе, и как к гражданину, и, конечно, как к женщине. В сентябре 2019 года картина «Дылда» была показана на 44-м кинофестивале в Торонто в рамках программы «Современное мировое кино». Осенью этого же года СМИ оповестили россиян о том, что картина «Дылда» выдвинута на кинопремию «Оскар». Впоследствии фильм вошел в шорт-лист номинантов в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

В беседе с кинокритиком Антоном Долиным Кантемир рассказал о желании создать анимационный фильм, посвящённый трагедии в Беслане, игровой, но честный и достоверно воспроизводящий события 2004 года. Балагов заявил, что пока не планирует уезжать в Америку, хотя, по его словам, предложения из Голливуда ему поступают регулярно.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Новости дня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Кантемир Балагов — биография
Sucker Punch рассказала о мире Ghost of Tsushima. Его размеры поражают.