«Летучие мыши заражают друг друга на совместных зимовках»
Крупнейший вирусолог, академик РАН, завотделом экологии вирусов Института вирусологии им. Ивановского Дмитрий Львов, исследовавший коронавирус 2019-nCov, рассказал о его появлении и распространении. Академик утверждает, что ставшие его источником летучие мыши могли быть родом из Средней Азии и заразить китайских на совместной зимовке огромной колонии. При этом Львов называет более опасным, чем коронавирус, обычный грипп — за год в мире от него погибают 200-300 тысяч человек.
– Дмитрий Константинович, откуда вообще взялись эти коронавирусы?
– Они всегда были. Они широчайше распространены среди птиц, рыб, а также среди млекопитающих. Для последних природным резервуаром являются именно летучие мыши.
– Почему именно они?
— Их очень много много в разных местах мира: от Америки до восточного полушария. Представлены летучие мыши, как правило, различными семействами. Ежегодно они совершают сезонные миграции, зимуют в Китае, Индии, Африке, в основном в теплых странах, где скапливаются в громадных количествах. На таких зимовках популяции их перемешиваются, что и создает особые условия для обмена вирусами. Не случайно, что первая коронавирусная инфекция SARS (“атипичная пневмония»), возникшая в 2002 года в провинции Гуандун, на юге Китая, и последняя, 2019-nCov дали вспышку именно на исходе года.
– Как именно произошло заражение людей?
— Люди могли напрямую заразиться от продуктов жизнедеятельности животных или из-за загрязнения испражнениями или мышиной мочой продуктов питания. Есть еще масса животных, — змеи, ежи, которые поедают летучих мышей и заражаются. К примеру, в Ухане как раз подозрение пало на змею, которую люди употребили в пищу, недостаточно обжарив, а в Гуандуне 18 лет назад причиной стал мангуст, — эти животные тоже питаются рукокрылыми.
За последние 18 лет было выделено большое количество штаммов коронавирусов. Я со своими коллегами провел анализ их генетических характеристик, и оказалось, что вирусы 2002 и 2019 годов очень близки между собой, оба указывают на молекулярное происхождение от вируса летучих мышей.
— Вот интересно, почему коронавирусы стали перекидываться на людей именно после 2000-го года?
– А вы уверены, что именно после 2000? Возможно этот процесс происходил и раньше, только не выявлялся. В последнее время у нас появляется больше и больше возможностей для этого. Кстати, я хочу поздравить моих китайских коллег- вирусологов, которым очень быстро удалось выявить возбудитель нового коронавируса, охарактеризовать его молекулярные и генетические свойства, а затем поделиться информацией со всеми нами. Это дало возможность, в том числе и ученым новосибирского центра буквально за неделю, очень быстро и качественно подготовить диагностические тест-системы для выявления 2019-nCov в организме. Они уже используются у нас в стране, так что мы вооружены.
– Версия про биологическое оружие отпадает?
– Это такая чушь! Я удивляюсь порой, как серьезные люди, которые выступают с подобными заявлениями по телевизору, могут говорить такое?!
– Вернемся к мышам. Их российские популяции могли контактировать с китайскими. Они не перенесут со временем заразу напрямую в наши регионы?
— А почему вы думаете, что их инфицированные мыши были первичны? Теоретически, китайских могли заразить и наши, и те, что обитают, к примеру, в Средней Азии. Как я уже говорил, останавливаясь на зимовках, в гигантских колониях, летучие мыши могут перемешиваться.
— Какие сроки отведены на создание вакцины от 2019-nCov?
– Минимум полгода эта работа займет точно. Но я не очень уверен — нужна ли вакцина? Возможно к тому времени, когда она будет создана, исчезнет и острота эпидемической ситуации.
– Вирусологи могут предсказывать очередной вид коронавирусной инфекции?
— Исключено. Обмен генетическим материалом непредсказуем. И вообще, имейте в виду, что к человеку все вирусы перешли именно от животных, с тех самых времен, когда наши предки жили еще в пещерах, и шел процесс приручения диких животных. Вот, к примеру, все вирусы гриппа изначально были птичьими. Кстати, хочу вам напомнить, что сейчас идет эпидемия сезонного гриппа. Одновременно во всем мире циркулирует три вируса: H1N1, который свирепствовал в 2009 году под названием «свиной грипп», H3N2 («гонконгский грипп»), первая эпидемия которого случилась в 1968 году, и вирус В, который вообще циркулирует по миру сотни лет.
— Как им удается так долго существовать ?
— Они со временем изменяются, эволюционируют. К примеру, печально известная болезнь испанка, которая в XIX веке «выкосила» до 100 миллионов человек, — это тип сегодняшнего нашего гриппа H1N1. Хоть он уже значительно изменился с того времени, все равно остается наиболее вирулентным (активным — Авт.) по сравнению с другими инфекциями.
— Получается, что грипп по-прежнему остается самым опасным нашим врагом, а вовсе не коронавирусы?
— Получается, что так. За год от обычного гриппа погибает 200-300 тысяч (!) человек. Вот и в этом году уже зафиксированы единичные случаи гибели от гриппа в России, а в Америке и вовсе перевалило за полсотни, что сравнимо с количеством жертв от коронавируса. В конце года, я уверен, жертв от обычного гриппа будет гораздо больше, чем от коронавируса 2019-nCov.