Советский фантастический фильм «Сталкер» Андрея Тарковского не стал лидером проката в СССР, однако он оказал значительное влияние своими грязными и унылыми пейзажами, разваливающимися домами, послужившими источниками вдохновения для многих деятелей искусства. «Рамблер» объясняет в чем состояла ценность картины как элемента культуры.
Прежде всего, «Сталкер», который в свое время показывали всего в трех московских кинотеатрах, на Западе, если не произвел эффект разорвавшейся бомбы, то был довольно близок к этому. Зарубежный прокат принес огромную прибыль, а сама картина в 1980 году заслужила специальный приз Каннского кинофестиваля. Именно это достижение позволило режиссеру получить звание Народного артиста СССР.
Профессиональные зритель проникся шедевром Тарковского, по достоинству оценив серость, тлен и безнадегу. Подобная атмосфера потом не раз станет ключевым наполнением различных продуктов кинематографа и будет активно использоваться в игровой сфере.
Влияние «Сталкера» можно увидеть в таких фильмах, как «Третья планета», «Рой», «Кин-дза-дза» и других. Среди европейских режиссеров атмосферу подхватывает Ларс фон Триер, известный своей противоречивой карьерой.
В память о картине Андрея Тарковского в Москве с 1995 года проводится кинофестиваль «Сталкер». Работа режиссера послужила вдохновением для музыкальных произведений, а исследователи в кинематографической, культурологической и философской сфере занимаются анализом такого феномена, как картина Тарковского в своих научных трудах.
Видео дня. Что стало с юнгой из «Секретного фарватера»