Название картины «О бедном гусаре замолвите слово» вполне могло бы являться действительным отражением путешествия данной киноленты к получению прокатного удостоверения. Сам Рязанов сравнивал содержание своего многострадального проекта с тем, что творилось во время съемок. «Рамблер» рассказывает, о самой «непосильной работе» Эльдара Александровича.
Сперва попытки создания картины столкнулись с отсутствием разрешения на съемки, что в Госкино аргументировали следующими словами: «По тематическим причинам нам этот сценарий не нужен. У нас уже много картин на историческом материале». Режиссер попробовал получить право на создание картины через председателя Гостелерадио. Рязанову ответили только через месяц, обрадовав его новость о том, что он может приступать к съемкам.
Запущенный процесс пошел параллельно с войной в Афганистане, в связи с чем постановщику запретили упоминать о Третьем отделении, которое в царские времена присматривало за лицами, вызывающими сомнения в своей политической лояльности. Обострившаяся международная обстановка стала поводом того, что жандармский майор Мерзляев превратился в штатского доносчика.
После того, как прошел подготовительный период, и съемочная группа была готова к съемкам, на сдаче кинопроб в Кинокомитете режиссеру заявили, что фильм закрыт. По прошествии трех дней, когда участники съемочного процесса уже смирились с тем, что картины не будет, Рязанову дали зеленый свет для воплощения его задумки.
Сам режиссер отзывался о своем проекте с содроганием:
«Работа над фильмом «О бедном гусаре…» была не только проверкой профессионализма, она была экзаменом на честность, порядочность и благородство. Содержание картины перекликалось с нашей жизнью, с нашей работой. Провокации, интриги, гнусности, о которых рассказывалось в нашем сценарии, мы испытывали на себе, снимая картину. Каждая сцена, которую предстояло снимать завтра, как правило, накануне переделывалась, уточнялась, дописывалась, что тоже усиливало хаос и неразбериху на съёмочной площадке. Пожалуй, «О бедном гусаре…» была моя самая непосильная работа. Удары сыпались со всех сторон, извне и изнутри».
В итоге, после целого ряда цензорских правок, показы картины сильно затрудняла зрительская незаинтересованность в подобной истории и, судя по слухам, негативное отношение к фильму Юрия Андропова, который в те годы возглавлял КГБ.
Видео дня. Что стало с главным актером фильма «Два капитана»