На заседании рабочей группы в Москве американцы представили четкую пилотируемую программу на ближайшие годы
Американское космическое агентство NASA существенно меняет вектор пилотируемой космонавтики. Международная космическая станция плавно переводится им в режим коммерческого использования, а государственные интересы устремляются к окололунной орбите и высадке в 2024 году на Луне первой разнополой лунной пары — мужчины и женщины. О том, каким образом они намерены вести подготовку к этой миссии и что намерены делать после нее, руководители программы NASA по исследованиям человеческих ресурсов (Human Research Programm) объявили на заседании рабочей российско-американской группы, проходящей в эти дни в Москве. На ней присутствовали также представители Роскосмоса и Российской академии наук.
В американском лунном проекте «Артемида» кроме NASA уже изъявили участвовать ряд частных компаний, Европейское космическое агентство (ESA), Япония и Канада. Предполагается, что после «Артемиды» США разобьют обитаемое поселение на Луне, что создаст хороший задел для последующего освоения Марса.
Что у американцев уже имеется на сегодняшний день для полета на Луну? Корабль «Orion», который уже протестировали в бесплотном режиме в 2014 году, проект аппарата для высадки астронавтов на поверхность Луны — Human Lander System (HLS). Но самое главное — четкий план действий и финансирование.
Первый полёт по программе «Артемида» — Artemis 1 — предполагает запуск на лунную орбиту капсулы без экипажа. Она проведет там 25 дней и вернется на Землю.
Второй полет Artemis 2 запланирован на 2022-23 годы. Он предполагает первый полет с экипажем, облёт Луны и возвращение на Землю экипажа из 4 астронавтов. Затем планируется строительство Лунной орбитальной платформы для приема первой миссии по высадке человека на Луну.
И собственно сам полет Artemis 3 — в 2024 году. Предполагается, что двое астронавтов останутся на Луне на срок до двух недель.
Но не одной Луной озабочены в NASA. Второй их большой проект, о котором они объявили на заседании рабочей группы, касается целого ряда тренировочных годовых полетов на МКС в преддверии полета на Марс. Они могут идти параллельно с подготовкой «Артемиды». Суть их заключается в отработке действий астронавтов сразу после приземления на Марс после длительного космического полета.
К слову, российские специалисты ЦПК им. Гагарина совместно с Институтом медико-биологических проблем РАН начали подобные тренировки уже несколько лет назад в рамках проекта «Созвездие-ЛМ». Так, в ЦПК сразу после космического полета космонавтам, участвующим в «Созвездии-ЛМ», не дают расслабляться. В первые сутки их помещают в тренажер посадки, в котором они виртуально приземляются на поверхность другой планеты, через несколько дней на них снова надевают скафандры, в которых они выполняют ремонтные работы, перемещаются и управляют виртуальным ровером. Именно эти виды деятельности космонавт будет выполнять на другой планете.
Этот проект начат российским специалистами давно и сейчас на рабочей встрече наша сторона предложила вариант его развития для совместных тренировок. Однако на момент подписания номера в печать результаты переговоров были еще неизвестны.