Наши ученые вновь пытаются убедить Комиссию ООН в правомочности притязаний
Новую геологическую модель Арктики предложила группа ученых из России, Нидерландов и США. В свете последних событий вокруг разделения шельфовой зоны (подводное продолжения материка) под Северным Ледовитым океаном, эта работа дает преимущество России, так как доказывает континентальное происхождение ее хребта Менделеева, а также Канаде, которая также претендует на часть этого подводного вулканического образования со своей стороны. Теперь все ждут одобрения со стороны Комиссии ООН по границам континентального шельфа, которая уже 19 лет кормит Россию, претендующую сразу на три хребта в Арктической зоне, обещаниями.
10 морских экспедиций по Северному Ледовитому океану, тысячи километров обследованной донной поверхности, целые тома с научными выводами и даже фильм в формате 3D с рисунком подводного арктического рельефа! Все это провернули российские ученые начиная с 2000 года для того, чтобы вернуть назад свое — прежние границы арктического шельфа страны, 1,2 млн квадратных километров, части хребета Ломоносова, хребта (или поднятия) Менделеева, хребта Гаккеля… Для сравнения: площадь всего Северного Ледовитого океана — 14,750 млн кв км (70 % которой составляют окраинные моря: Лаптевых, Баренцево, Карское и т. д.). На днях под эгидой ученых из МГУ им. Ломоносова была опубликована статья в журнале Earth-Science Review, где обобщены все данные исследований и сделан вывод о древнейшем происхождении хребта Менделеева как продолжения континентальной плиты. Еще бы — столько научных трудов не могли не привести к какому-то глобальному результату. И несмотря на это, до сих пор за 19 лет Комиссия ООН по границам континентального шельфа так и не ответила нам взаимностью. «А что вы хотели?! — Восклицает один из руководителей исследования. — Мы претендуем (вместе с морями — Авт.) на пол-океана, кто же нам так быстро отдаст эти хребты?!».
Раньше, еще в сталинские времена, арктические владения были поделены между странами на сектора. Наш с 1926 года простирался от острова Рыбачий до Северного полюса и от северного полюса до Берингова пролива. Все это считалось территорией СССР.
Правда, речь тогда шла только о принадлежности островов, и — ни слова о том, что залегает на дне. Когда государства поняли, какие там хранятся колоссальные месторождения нефти, газа и драгоценных металлов, возникло желание поделить и их, но по новым правилам.
В 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву, согласно которой территориальная юрисдикция государства распространяется на 200 миль дальше береговой полосы, а после — еще на дополнительные 150 миль, если они являются неразрывным продолжением материковой части.
Права на этот шельф, понятно, надо доказывать заново. Таким образом часть прежних наших владений в Арктике после ратификации конвенции в одночасье были потеряны.
Ученым надо было провести исследования, которые подтверждали бы что главные наши арктические хребты — хребет Ломоносова, часть поднятия Менделеева, хребет Гаккеля — являются тем самым шельфом — неразрывным продолжением материка.
Тем же самым, только в своих интересах, озаботились Норвегия, Дания и Канада. С Норвегией еще 19 лет назад успели подписать договор о совместной добыче в районе хребта Ломоносова китайцы, канадские интересы поддерживали США. Поделили, так сказать, шкуру неубитого медведя…
Однако Россия, у которой к началу 2000-х была накоплена мощная научная база (спасибо исследователям-шестидесятникам) первой подала заявку в ООН на признание хребта Ломоносова и соединенного с ним хребта Менделеева продолжением нашей территории. Но та заявка, поданная в 2001 году, не была рассмотрена «из-за необходимости проведения дополнительных более точных исследований».
От нас требовали измерить толщину осадочного слоя между хребтами Ломоносова и Менделеева, чтобы доказать, что в котловине нет разрыва. Ученые «ВНИИокеангеологии» это доказали.
Попросили провести сейсмо-исследования, доказывающие, что дно в интересующих нас районах Арктики является продолжения нашей территории, — сделали.
«Не хватает изучения обширной донной территории». Роснедра исследовали 600 километров дна, доказав однотипность структуры коры хребта Ломоносова с корой шельфа сразу двух российских морей — Восточно-Сибирского и моря Лаптевых.
Но для комиссии ООН этого было мало, и с 2010 года российские научные судна еще не раз выходили в Северный Ледовитый океан для замеров эхолотами и создания картинки морского дна в формате 3D с подводным рельефом, дополненным отметками глубин на всем протяжении участка. Самый продолжительный рейд длился 85 (!) суток.
В 2015 году ученые отправили новую заявку в Комиссию ООН. Мы добиваемся правды, ездим на заседания, обсуждения по два раза в год, но пока воз и ныне там.
Чтобы подкрепить научное обоснование, ряд специалистов из МГУ им. Ломоносова, Роснефти и примкнувшие к ним исследователи из Нидерландов и США объединили все имеющиеся данные и, дополнив их новыми сейсмоисследованиями, предложили новую модель геологической истории Арктики, воссоздав все этапы ее геологического развития за последние 157 миллионов лет.
– Мы еще раз доказали, что кора хребта Менделеева — континентальная и показали это в геологической истории, — говорит один из авторов недавно опубликованной статьи, доктор геолого-минералогических наук, заведующий кафедрой региональной геологии и истории Земли геологического факультета МГУ Анатолий Никишин. — В качестве доказательства мы использовали также данные Геологического института РАН о палеозойском происхождении чехла хребта Менделеева, который мог сформироваться только на континентальной плите. Помогло нам в установлении связи с континентом и множество рифтов (впадин в земной коре), которые не могли бы образоваться на хребте Менделеева, если бы он был исключительно океаническим образованием. Согласно новым данным мы безусловно имеем право на расширение экономической зоны (это зона в пределах 200 миль после береговой линии — Авт.).
Примиряют нас выводы по хребту Менделеева только с канадцами и американцами, которым также выгодно доказательство континентального происхождения хребта Менделеева (он у североамериканцев называется хребтом «Альфа»). В этом случае, часть этого хребта отойдет России, часть — им. Недовольными при таком раскладе останутся, пожалуй, только китайцы, которым выгодней, чтобы арктические воды были вообще признаны нейтральными.
– Даже если в ООН примут решение, которое удовлетворит нас с американцами и канадцами, следующим вопросом для нас будет проведение границы по самому хребту, — говорит Никишин. — Примером тому является Дания, которая, несмотря на то, что мы уже давно доказали наше континентальное происхождение хребта Ломоносова, до сих пор претендует на большую его часть.
Говорят, Комиссия ООН одобрила нашу заявку 2015 года на 90 %. Разногласия до последнего времени оставались только по хребту Гаккеля, расположенному в евразийском бассейне океана. Последняя геофизическая экспедиция по уточнению его происхождения была совершена в 2019 году учеными “ВНИИОкеангеология”. Судьба хребта Гаккеля будет решаться в феврале 2020-го на 52-й сессии подкомиссии ООН, тогда же наши исследователи надеются услышать положительный вердикт и по поводу хребтов Ломоносова и Менделеева.