В Институте высшей нервной деятельности поставили удивительный эксперимент
Мужчины и женщины видят одну и ту же картину по-разному. Устоявшееся в обществе понятие о гендерных различиях подтвердили сотрудники Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН.
Мужчины — интеллектуалы, преуспевающие в точных науках. Женщины сильны своей интуицией, внимательностью к деталям. Что-то из этих утверждений принимается всеми единогласно, что-то подвергается сомнениям. Особо злостные критики на Западе и вовсе не принимают никаких доводов о различии между мужчинами и женщинами… Но вот интересно, что при имеющихся полярных воззрениях никто никогда до последнего времени не брался изучить вопрос экспериментально.
— Ученые пришли к этому совершенно случайно, — говорит главный научный сотрудник лаборатории сенсорных систем Елена МИХАЙЛОВА. — Мы занимались изучением восприятия основных средовых характеристик людей и заметили, что показатели у мужчин и женщин в их реакциях на различные образы устойчиво различаются. К примеру, нам удалось показать, что представители сильного пола объективно лучше ориентируются на местности (например, воспроизводят маршрут на карте) и лучше различают варианты наклонных линий.
Мы живем с вами в горизонтально-вертикальном мире. И мужчины, и женщины, безусловно, сразу различат базово ориентированные направления: подоконник — горизонталь, стена дома — вертикаль и т.д. Но когда дело доходит до «полутонов» с наклонными линиями, тут мужчины оказываются более успешными в определении угла наклона. Испытуемым предлагают тест Бентона: сравнить отдельные наклонные линии с целым веером подобных и найти среди них «лучик»-двойник, наклоненный под таким же углом. В лаборатории ученые проанализировали большую выборку результатов теста с веером из наклонных лучей, который доказал вышесказанное: женщины выполняли его в два раза хуже.
— Все зависит от того, как работает наша зрительная кора, — поясняет Елена Семеновна. — В ней есть так называемые нейроны-детекторы, которые избирательно реагируют на линии определенной ориентации. У мужчин первые реакции на изображение линий в первичной зрительной коре очень четкие и сильные. У женщин эти ранние реакции значительно слабее. При определении базовых позиций в веере — горизонтали или вертикали — мозг дает достаточно сильный ответ, и различий в ответах мужчин и женщин нет. Но вот когда дело доходит до наклонных линий, зрительные области у женщин активируются слабее, и они совершают очень много ошибок.
Эта система сформировалась еще в процессе эволюции в зависимости от запросов. Когда наши предки жили в пещерах, мужчины часто уходили на поиски пропитания, и для них средовая информация об окружающей действительности, ориентация в пространстве, расчет расстояний были очень важны. Женщина в основном сидела в пещере, выходя из нее ненадолго, поэтому у нее этот механизм ответа коры мозга развился слабее. Одна из теорий, объясняющих половые различия зрительного восприятия, так и называется — «охотники и собиратели». Взять, к примеру, ориентацию по навигатору. Мужчина посмотрит на карту один раз — и поехал: информация улавливается им почти на подсознательном уровне. Женщине же надо время для обдумывания и анализа ситуации. И, даже несмотря на это, она все равно может быстрее сбиться с пути.
— Почему?
— У всех нас есть зоны мозга, в которых активность клеток создает что-то подобное расчерченным сеткам местности. Мы все время живем в своей такой «карте», на которую нанесены внешние ориентиры. Задача мысленного воспроизведения маршрута на карте, предложенная мужчинам и женщинам, показала, что мужская внутренняя ориентация позволяет им воспроизводить маршрут более точно, чем женщинам, которые чаще промахиваются. После обсуждения результатов этой работы некоторые упрекнули нас в сексизме. Но какой же это сексизм? Это природа.
— А что касается математических способностей, здесь женщины тоже уступают мужчинам?
— Нет, здесь мы гендерной специфики не заметили. Сейчас часто способность или неспособность к решению задач связывают с уровнем так называемой математической тревожности. И это чувство, выражаемое в мыслях: «Вдруг я не решу задачу?!» — с одинаковой частотой встречается у мужчин и женщин. Вообще это серьезная область исследования, но половые различия тут не причем. А вот когда мы говорим о стереометрии… Этот предмет женщинам явно дается хуже — опять же из-за различий в пространственных способностях. Есть такой тест, в котором надо сначала посмотреть на сложную трехмерную фигурку, а потом найти ее среди других фигур, но уже повернутую в пространстве. Вот тут женщины сильно проигрывают мужчинам.
— Есть ли что-то, что женщинам удается лучше, чем мужчинам в плане зрительного восприятия?
— Есть. Это запоминание предметов, их формы и цветовых характеристик. Тут мы на коне: женщина — лучший свидетель, запоминающий множество деталей. Проводили эксперимент: в овальной комнате переставили местами все предметы, и дамы почти всегда восстанавливали обстановку полностью, а тестируемые мужчины могли что-то и пропустить. Но каждый раз, когда мы просили оценить расстояния между предметами, сильный пол все-таки оказывался точнее.
Или другой эксперимент. Составили несколько несложных картинок из одних и тех же деталей. Сначала испытуемым показали целые изображения, а потом — их же, но в разобранном на детали виде. Надо было ответить на вопрос, какому из целых изображений соответствует данная трансформированная картинка. Различий между мужчинами и женщинами в правильности решения такой конструкторской задачи мы не увидели. Но сильно различались ответы мозга. У мужчин правильность зависела от очень раннего ответа теменной коры, у женщин — от более позднего ответа другой области мозга. Поэтому часто говорят, что мужчины и женщины используют разные стратегии решения пространственных задач.
Еще мы выгодно отличаемся фокусировкой внимания. Как известно, большинство людей, глядя на какое-нибудь изображение, будь то телевизионная картинка или полотно в художественной галерее, обращает больше внимания на левый верхний угол. Эта зона неспроста наиболее активно обыгрывается создателями рекламных роликов. Но женщины отличаются тем, что они помимо этой зоны обязательно скользнут взглядом и в правый нижний угол. Это мы также доказали экспериментально, предлагая нашим тестируемым вспомнить фигуры, разбросанные по разным углам листа. Вообще, у женщин угол зрения больше, что и позволяет им охватывать взором большее пространство и проследить, не разбежались ли дети или цыплята в огороде…
— Если у мужчин лучше развита зрительная кора, то что позволяет женщинам быть внимательнее к деталям?
— По-видимому, это связано с организацией связей между разными областями мозга. У женщин их значительно больше, они больше замечают и запоминают. Может, поэтому больше успевают за день сделать дел. Да, мужчина лучше укажет дорогу, но в шкафу, в отличие от женщины, может не найти собственные носки.
— Я, например, встречала очень аккуратных в плане вещей мужчин и отлично ориентирующихся в пространстве женщин…
— Безусловно, исключения есть из всех правил. И вообще зрительные способности хорошо развиваются, если этим заниматься. Это очень хорошо доказывают студенты первого и последнего курсов архитектурного института, которым мы предлагали наши тесты. Недавно в сложном эксперименте с наклонными линиями мы обратили внимание на девушку, которая блестяще справилась с заданием, тогда как другие, в том числе юноши, допускали море ошибок. Оказалось, этот успех был связан с тем, что она много лет занималась стрельбой из лука, а там минимальный перекос — и ты промахнешься. Так что того, что не дала нам природа, мы, женщины, добиваемся упорным трудом.