Эксперт оценил искренность властей Поднебесной
В понедельник, 27 января, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян прибыл в город Ухань, где произошла первая вспышка инфекции нового типа, для инспекции и контроля работ по борьбе с эпидемией. Премьер также посетил больных и медиков. Это лишь одна из инициатив, с помощью которой власти Китая пытаются разрешить сложившуюся непростую ситуацию вокруг нового вируса. Однако есть мнение, что масштабы заражений и количестве смертей намеренно утаиваются, чтобы избежать панику, как в самой стране, так и во всем мире. Так ли это на самом деле?
«Китай хорошо понимает сложившуюся ситуацию, и он многому научился с 2003 года, когда была первая вспышка вируса SARS, – комментирует «МК» российский востоковед, профессор Школы востоковедения ВШЭ Алексей МАСЛОВ. – Тогда первые два месяца все активно скрывалось, пока ситуация не достигла критических масштабов. На этот раз страна предприняла совсем другие действия. Она, наоборот, начала очень активно все публиковать и показывать, давать снимать видеоролики, в том числе с людьми в защитных костюмах. Кроме того, не стоит забывать и о специальных счетчиках, с помощью которых можно в любой момент отслеживать количество инфицированных. Все это сделано для того, чтобы опасный вирус и дальше не распространялся и, чтобы люди предпринимали хоть какие-то минимальные меры для обеспечения своей безопасности. Плюс к этому, Китай открыл границы для наблюдателей, в том числе из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). КНР передала также все свои наработки другим странам, в частности России и другим близлежащим странам, чтобы можно было совместно создавать вакцину».
Отвечая на вопрос о том, не преуменьшает ли китайское руководство масштабы эпидемии, эксперт немного засомневался: «Являются ли китайские данные абсолютно точными — вряд ли. Но то, что они близки к реальности, а именно, что нет миллионов заболевших и десятков тысяч умерших, это, конечно, правда. Самое главное, Китай, на мой взгляд, активно рассказывает обо всех действиях, которые предпринимаются. Например, из последних мер, которые были объявлены буквально сегодня, это то, что отложен предстоящий весенний семестр для образовательных учреждений по всей стране. До 2 февраля продлен китайский Новый год. Формально, он должен был закончиться 30 января. Все эти меры были предприняты для того, чтобы у граждан была меньшая мотивация к путешествиям. И наконец, Китай сообщил, что заметно ускорит выделение финансирования для закупки средств для дезинфекции. И эта инициатива тоже довольно громко обсуждается».
Алексей Маслов оценил последствия, которые могут грозить КНР из-за опасной инфекции: «Речь идет о падении имиджа Китая, ведь на него обрушивается в настоящее время целый ряд «несчастий»: это гонконгские события, проигрыш Китая в переговорах с США, а финальной точкой стала история с коронавирусом, которая может привести к масштабным социальным взрывам. Именно этого сейчас и опасается руководство республики. Потому что граждане уже недовольны тем, что их Новый год был сорван. Практически 40% китайских граждан не смогли поехать туда, куда хотели на праздники, в абсолютных цифрах это примерно 200 млн. человек, и плюс 65 млн. китайцев находятся на данный момент на карантине, что тоже не улучшает их настроение. Все эти факторы могут вызывать недовольство властями.
В этой связи не стоит забывать и о падении туризма в Китае. Уже сейчас очевидно, что февральские и мартовские туры в КНР, а также в так называемое «золотое время» (апрель), могут быть просто полностью отменены. А это, конечно, потеря сотен миллионов долларов. И, конечно, ситуация вокруг коронавируса нанесла мощный удар по экономике. Наконец мы видим, что и мировые рынки на это реагируют. Например, распространение новой инфекции может привести к падению цен на нефть».
Эксперт также рассказал о том, как происходит закрытие некоторых китайских городов на карантин. «Прежде всего, закрываются все дороги. Отменены все авиарейсы, перекрыты многие порты, не функционируют и железные дороги, потому что сегодня китайцы путешествуют в основном на скоростных поездах. Кроме того, для выезда из города гражданам нужно иметь специальные разрешения или четкую мотивацию. Люди, которые прибыли из «закрытых» городов, должны как минимум 14 дней находиться дома под наблюдением специалистов. Существуют также специальные карантинные талоны, по которым граждане могут выехать из города, но только при условии прохождения обследования. И при этом наблюдаться до этого времени в течение 14 дней. Это минимально допустимый инкубационный период. Также, например, любой житель Китая, побывавший за последние время в провинции Хубэй или имевший контакт с людьми оттуда, должен также находиться на карантине в течение 14 дней до обследования врачами.
Во многих компаниях и заводах, которые работают в так называемых «зараженных районах», сотрудники не смогут вернуться к своим обязанностям до 8 февраля. Школы не будут открывать свои двери до 17 февраля. Отменены мероприятия, которые хоть как-то приводят к скоплению людей: закрыты кинотеатры, интернет-кафе, сауны и т.д. Исключение сделано только для организаций, которые предоставляют коммунальные услуги — воду, газ, электроэнергию.
Поставка продуктов осуществляется сейчас в специальных закрытых контейнерах военными. То есть, в городах продуктов полным-полно, проблем с этим никаких нет. Более того, власти сейчас боятся передвижения граждан в общественном транспорте, поскольку это тоже влечет за собой скопление людей. Поэтому власти организовали специальные такси, предназначенные на одного пассажира. При этом таксисты должны обрабатывать салон после каждого клиента».
Согласно последним данным, количество заболевших новым типом коронавируса в КНР превысило 2,7 тыс. человек, погибли 80 жителей. Большинство случаев заражения, а именно 1423 инфицированных и 76 погибших, приходится на центральную провинцию Хубэй и ее административный центр Ухань. Затем следуют провинции Гуандун, Хэнань и Чжэцзян. В Пекине выявлено 68 инфицированных, а в граничащей с Россией провинции Хэйлунцзян, по обновленной статистике, уже 21 человек, из них один скончался.