В день запланированного запуска Crew Dragon глава «Роскосмоса» отчитался обещаниями
Запуск ракеты Falcon 9 с космическим кораблем Crew Dragon перенесли с 27 на 30 мая из-за погодных условий. Это будет первый в истории запуск людей в космос частной компанией и первый самостоятельный полет американских астронавтов с 2011 года. Событие историческое, означающее потерю Россией монополии на доставку экипажей на МКС. В день планировавшегося старта глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин дал Илону Маску достойный ответ. Вышел в эфир и начал говорить.
Чтобы понять, что происходит, нужно немного истории. Илон Маск основал SpaceX в 2002 году. В том году Россия являлась мировым лидером по запускам ракет космического назначения. Наша доля в космических запусках (их было 25) составила 36,5%.
Уже в 2017 году эта частная лавочка обогнала Россию по числу запусков. С момента создания, за 18 лет, компания разработала и запускает ракеты-носители Falcon 1, Falcon 9 и Falcon Heavy 9 (сверхтяжелая ракета). Отработавшие ступени многоразовые — возвращаются и садятся, в том числе на плавучую платформу. Разработана линейка двигателей. В 2010 году компания начала работу над пилотируемым многоразовым кораблем Dragon. В марте прошлого года он слетал к МКС с манекеном на борту. Сейчас полетит с двумя астронавтами.
Crew Dragon — этот, надо полагать, тот самый батут, который в 2014 году Рогозин советовал использовать американцам для полетов к МКС. Он семиместный и многоразовый, в отличие от трехместных одноразовых «Союзов».
Декларируемая Маском стоимость запуска Crew Dragon — 50 млн долларов. Наши эксперты утверждают, что на самом деле НАСА платит в 2-4 раза больше. Но полет одного американского астронавта на «Союзе», законтрактованный на октябрь 2020 года, обойдется НАСА в 90 млн долларов. Нехитрая арифметика. Означающая большие проблемы для нашей пилотируемой космонавтики.
Чем же ответит страна, давшая миру первый спутник, Юрия Гагарина, луноход, космические аппараты, слетавшие на Марс и Венеру, первую орбитальную станцию? Та страна, которая всё это дала миру, могла бы, наверное, ответить.
Теперь у нас отвечает Дмитрий Рогозин. Только не удивляйтесь, что отвечает он не тем, что сделано, а тем что когда-то будет. Это уже традиция. Насколько сбываются его слова? Глядя в глаза президенту Путину, Рогозин обещал в 2019 году 45 космических запусков. Их было 22.
В день, когда должен был состоятся запуск Crew Dragon, Рогозин пришел на пропагандистский канал в Ютьюб. И начал рассказывать, насколько мы не лыком шиты.
Например, сообщил, что Россия создает свой пилотируемый корабль, «более мощный» аппарат по сравнению с кораблем компании SpaceX. Надо заметить, что создает с 2009 года. Из очевидных успехов — переименование его из «Федерации» в «Орла». «Мы его планируем к летным испытаниям в 2023 году, видимо, на осень мы ставим его пуск с «Ангарой» с космодрома Восточный», — сказал Рогозин.
До этого он говорил, что «Федерация» и для полетов к Луне предназначена. И вроде хотели с «Байконура» на ракете «Союз-5» его запускать. И даже не в 23 году, а значительно раньше. Но дело в том, что про этот корабль так же, как и про сверхтяжелую «Ангару» уже столько слов было, что немудрено запутаться.
Еще Россия, уверенно заявил Рогозин, создаст новую околоземную орбитальную станцию. Правда, после 2030 года. В нее войдут модули, которые раньше планировалось отправить к Международной космической станции. Еще раньше, в конце 2019 года, Рогозин говорил, что из них сделают окололунную станцию (ну, впрочем, какая разница, что говорить). «У нас уже есть в резерве два модуля — один уже создан, так называемый узловой модуль, второй — это энергетический модуль, который позволит обеспечить питанием нашу новую станцию. Мы к ней планируем нарастить еще несколько модулей», — рассказал Дмитрий Олегович. Похоже, когда глава «Роскосмоса» говорит о созданном модуле, речь идет о модуле «Наука». Его начали делать в 1995 году. Доделали, бросили. Он пылился, пылился… Потом оказалось, что там стружка в топливной системе.
Лунная программа, по словам Рогозина, начнется уже в будущем году. На южный полюс Луны отправится автоматический аппарат, который отработает технологию мягкой посадки. Затем еще один — в 2024 году. «Мы, конечно, проведем там высадку своих космонавтов, когда у нас уже начнутся летные испытания нашей сверхтяжелой ракеты, 2028 год, вместе с этим кораблем», — заверил Рогозин.
Тут вопрос. Это всё та же «Ангара», которая «Орла» должна уже в 2023 году запустить, или еще какая-то сверхтяжелая мифическая ракета? «Луна нас интересует прежде всего как полигон для отработки технологий посадки и взлета с этой поверхности в безатмосферном режиме», — сказал Рогозин. Потому что мы будем осваивать астероиды и далекие планеты. А Луну приватизировать американцам не позволим. Боюсь даже представить, как именно не позволим. Робота Федора на них напустим?
Ну и самое главное. Дмитрий Олегович пообещал с умом тратить деньги, которые государство выделяет на освоение космоса, и не отнимать средства на дорогостоящие, но неэффективные проекты. И лишний раз напомнил, что американский космический бюджет в 10 раз превышает бюджет «Роскосмоса».
Странно тут вот что. Бюджет НАСА в 10 раз больше, а зарплата у главы НАСА в полтора раза ниже, чем у Рогозина. С инженерами — наоборот. У инженера НАСА зарплата раза в три выше, чем у нашего.
Может, поэтому у них новые корабли создаются, а не только обещаются?