Выбросы пластика в мировой океан достигли рекордных темпов и продолжают набирать скорость. По мнению исследователей, если не предпринять активных действий, через 20 лет человечество будет выбрасывать в море в 3 раза больше пластиковых отходов. Исследователи из Лондона разработали стратегию, которая может спасти мир от тотального загрязнения пластиком.
Без каких-либо изменений в текущих технологиях производства, потребления или утилизации пластика к 2040 году почти 30 миллионов метрических тонн пластмассы будут попадать в мировой океан ежегодно. Это в три раза больше, чем сейчас.
Эта единственная, непостижимо большая цифра стала главным результатом нового двухлетнего исследовательского проекта, который одновременно констатирует провал всемирной кампании по борьбе с пластиковым загрязнением океана и предлагает амбициозный план по сокращению выбросов пластикового мусора в море.
Никто не знает наверняка, сколько пластика, который практически не поддается разрушению, скопилось в морях. Самое позитивное предположение, сделанное в 2015 году, составляло около 150 миллионов метрических тонн. Если предположить, что все останется по-прежнему, то количество мусора в океанах к 2040 году составит 600 миллионов метрических тонн – считают исследователи.
Проект, разработанный лондонскими благотворительными фондами Pew и SYSTEMIQ, Ltd., призывает к переделу мировой индустрии пластмасс, переводя ее на круговую систему. При таком цикле повторно используется и перерабатывается пластик. Если такая трансформация воплотится в жизнь, то ежегодный поток пластиковых отходов в океаны может быть сокращен на 80% в течение следующих двух десятилетий – заявляют эксперты.
По мере того как пластик поступает в моря и на фоне роста производства пластмасс, становится все более очевидным, что экологические кампании не достигают достаточного эффекта. Даже если все нынешние планы крупной промышленности и мировых правительств по сокращению пластиковых отходов будут реализованы, то все равно к 2040 году, это уменьшит ежегодное загрязнение океана всего лишь на крошечную долю.
«Мы находимся на развилке. Промышленники говорят: «Мы будем работать лучше». Правительства предпринимают определенные шаги. Но для всего мира будет открытием, что одних этих усилий недостаточно. Глобальный тренд движется в неверном направлении. Очевидно, что нам необходимо фундаментальное переосмысление наших отношений с пластиком» — заявил Николас Маллос, который курирует программу охраны океана от морского мусора.
Мартин Штухтей, соучредитель SYSTEMIQ, Ltd., говорит, что их исследование внесет ясность в глобальные дебаты о решениях, которые часто противоречивы или вовсе неосуществимы. Например, сжигание пластика сейчас находятся на подъеме и, если ничего не изменится, могут увеличиться с 49 миллионов метрических тонн в 2016 году до 133 миллионов метрических тонн в 2040 году.
Переработка отходов является одним из наиболее эффективных способов сокращения выбросов первичного пластика, но сначала его нужно собрать, и сегодня два миллиарда человек не имеют доступа к системам сбора отходов. К 2040 году это число удвоится до четырех миллиардов, главным образом в сельских районах стран со средним и низким уровнем дохода.
Пандемия коронавируса усугубила беспорядок. Падение цен на нефть сделало производство первичного пластика дешевле, чем когда-либо. Спрос на потребительские товары, упакованные в одноразовый пластик, резко возрос, поскольку покупатели ищут защиту от вируса. И все же Штухтей видит в этом что-то хорошее. До пандемии противники его идей утверждали, что системные изменения слишком велики, слишком сложны, слишком дороги и отнимают много времени. COVID-19 опроверг эти доводы после того, как нехватка туалетной бумаги и других товаров всколыхнула систему снабжения и перевернула судоходные линии.
«Теперь мы видим, как быстро цепочки поставок действительно могут измениться и быть реконфигурированы, и мы начинаем видеть, как неверие превращается в веру» — сказал Штухтей.
Винни Лау, старший менеджер Pew, которая курировала проект, говорит, что ее не волнуют титаны индустрии, которые будут сопротивляться. «Я не ожидаю, что мы изменим мнение каждого, независимо от того, насколько удивительны наши результаты. Наша цель состоит в том, чтобы изменить мнение ключевых игроков, которые будут руководить и создавать почву для новых стандартов работы бизнеса, и мы будем двигаться дальше»