Александр Чепурнов рассказал об опытах и дал совет испугавшимся
В научном центре вирусологии и биотехнологии «Вектор» начались испытания вакцины против COVID-19. О том, как это детально происходит, какие подопытные животные будут использоваться, когда ждать готовый препарат, а также верно ли то, что прививка от гриппа может снизить риск заражения коронавирусом, рассказал «МК» профессор-вирусолог, доктор биологических наук Александр Чепурнов, кто участвовал в разработке вакцины против первого китайского коронавируса SARS, а также вакцин против африканских лихорадок Эбола и Марбурга.
***
— Прошло сообщение, что ученые НИИ гриппа имени Смородинцева полностью расшифровали геном нового коронавируса. Как это понимать? Ведь китайская сторона еще в январе передала России геном 2019-nCoV.
— Китайцы еще 12 января опубликовали его расшифровку для ученых всего мира. Две недели назад точно такое же заявление о расшифровке генома коронавируса последовало и от бразильцев. Дело в том, что вирус, переходя от человека к человеку, модифицируется. Происходит мутация, свойства у него остаются, а сам геном немножечко изменяется. Бывает, что группе ученых удается секвенировать, расшифровать полный геном коронавируса, взятого из образцов, полученных от одного из заболевших в своей стране. Это, в первую очередь, имеет научное значение.
В каждой стране геном будет немножко отличаться. Например, бразильцы зачитали его и сказали, что в их варианте в определенных буквах он отличается от того генома, который опубликовали китайцы. Пока он до них дошел, он претерпел определенные изменения. Тоже самое и у нас. Заявления о полной расшифровке генома нового коронавируса – это демонстрация того, что страна может такие работы делать, причем, довольно быстро.
— Обыватель может запутаться. В Питере, в НИИ гриппа только расшифровали геном нового коронавируса, в то время как центре «Вектор» под Новосибирском уже начались испытания вакцины против COVID-19.
-Замены, которые происходят в геноме, как правило несущественные, они не играют важной роли. В «Векторе» работают над вакциной. Я хотел бы, чтобы в этом участвовали ученые и из других научных центров, в первую очередь, из института гриппа в Питере. На мой взгляд, именно там сейчас собрались самые крутые специалисты.
— Можете доступным языком объяснить, как проводится испытание вакцины?
— Берут животных, которые умеют болеть от этого вируса и желательно умирать. Одной группе животным вводят вакцину, а другой — нет, а потом всех их заражают разными дозами вируса: десять летальных или инфекционных единиц, сто, тысяча, десять тысяч… И смотрят, есть ли отличия в защите, сколько заболело вакцинированных животных и не вакцинированных. Обычно делают несколько различных препаратов и выбирают тот, который эффективней.
Вопрос в том, что обычные лабораторные животные к этому вирусу невосприимчивы, и не дают показательную картинку. Они не болеют, и тем более не умирают от этого коронавируса.
— На ком же тогда испытывают вакцину?
— Китайцы, например, создали трансгенную мышь, у которой есть человеческий рецептор легочных эпителиальных клеток, на который как раз и садится коронавирус. Таким образом они получили трансгенное животное, которое является достаточно адекватной моделью для того, чтобы оценить эффективность вакцины.
У нас будут испытывать несколько прототипов вакцин на приматах, у обезьян тоже есть этот рецептор. Когда я работал в центре «Вектор», нам привозили обезьян самолетами из Африки, из Эфиопии.
— Сколько может продлиться испытание вакцины?
— Если в нулевой день ввели вакцину, то на 21 день животных обычно заражают. А потом еще недели две наблюдают. Следом идет проверка на безопасность выбранного препарата, специалисты смотрят на его способность вызывать какие – то онкологические и температурные изменения. Сначала испытания проводятся на животных, а потом на добровольцах. Считается, даже если препарат уже выбран, потребуется еще полгода. Дело здесь не только в бюрократии, нужно время, чтобы после введения препарата животному, проявилась потенциальная возможность возникновения у него опухоли. И этот период никак не сократишь.
— То есть, вакцина против коронавируса может появиться в лучшем случае к осени или даже к началу 2021 года?
— Если честно, я больше надеюсь на американцев и китайцев. Американцы, как известно, уже тестируют вакцину на здоровых добровольцах, смотрят, нет ли у нее каких – то побочных эффектов. В любом случае, я бы, например, не стал бы пользоваться вакциной, про которую нет достоверной научной публикации.
— Это правда, что у тех, кто поставил прививку от гриппа, риск заразиться коронавирусом ниже? Один из специалистов сказал, что это в целом улучшает иммунную защиту.
— Сильно сомневаюсь в этом. Каждая вакцина настроена на совершенно конкретный антиген. Антигены вируса гриппа и коронавируса и близко не стоят. Не может вакцина от одного защищать от чего – то другого.
— Стоит ли для защиты от коронавируса принимать лактобактерии или ферменты?
-Может быть это и поддерживает иммунную систему, потому что она завязана на желудочно-кишечный тракт. Но ведь главной мишенью в данном случае является респираторный тракт, и именно его в первую очередь надо закалять и укреплять. Можно посоветовать, например, надувать шарики. Это как известно, укрепляет легкие. Я, когда болел воспалением легких, и у меня были ослаблены легкие, три раза в день надувал по три шарика.
— Кто – то советует сейчас покупать медную посуду, считая, что медь способна уничтожить ряд грибков и бактерий, не допуская их попадания в пищу. Американские ученые, например, провели эксперимент и установили, что медь успешно справляется со штаммами сальмонеллы, а также с кишечной палочкой. А может ли она уничтожить коронавирус?
— Медная посуда на самом деле вещь полезная. У меня у самого дома есть медная столовая ложка, чайная ложка и вилка. Ионы меди оказывают антибактериальное действие. Известно, что раньше дверные ручки в лечебницах делали из меди. Но я не думаю, что медная посуда станет надежным средством против коронавируса.
Пандемия коронавируса. Хроника событий