Администрация Трампа готовится создать на спутнике Земли базы для своей коалиции
Очередной Ирак или Афганистан предрек на фоне возможной «приватизации» американцами участков на Луне глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Так резко он отреагировал на последнее заявление администрации президента США о разработке нового проекта соглашения с ЕС, Канадой, Японией и ОАЭ по добыче ресурсов на Луне. Мы разбирались в юридических тонкостях «лунной» политики и возможной экономической выгоде освоения лунных ресурсов.
Три года назад администрация президента США явно была скромнее: тогда она лишь обнародовала переговоры с NASA о возможностях добычи и коммерциализации космических ресурсов и технологий. 6 апреля этого года, президент США пошел в наступление — подписал распоряжение, закрепляющее права США на добычу лунных ресурсов, отвергающее соглашение о Луне, как всеобщем достоянии. И вот теперь – следующий шаг: появилась разработка проекта соглашения с ЕС, Канадой, Японией и ОАЭ.
Ни Китай, ни Россия в проекте не фигурируют. Зато говорится что проект Artemis Accords («Соглашения Артемиды») предполагает создание вокруг будущих баз союзников на нашем естественном спутнике так называемой «зоны безопасности», для «предотвращения ущерба или вмешательства со стороны стран-конкурентов и компаний». Вот так! Помимо этого в договоре приведены правила установления прав собственности на добытые на Луне ресурсы.
«Принцип вторжения один и тот же, будь то Луна или Ирак: инициируется создание «коалиции согласных» (как вариант — «коалиции желающих»), а затем, минуя ООН и даже НАТО, если там кто-то сомневается, — вперёд к поставленной цели. Только выйдет из этого очередной Ирак или Афганистан», — так отреагировал на данный проект глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин на своей странице в соцсети.
В начале апреля свою позицию по поводу захватнической политики США на Луне высказывал и заместитель гендиректора Роскосмоса по международному сотрудничеству Сергей Савельев: «Попытки экспроприации космического пространства и агрессивные планы по фактическому захвату территорий других планет едва ли настраивают страны на плодотворное сотрудничество. В истории уже были примеры, когда одна страна решила начать захватывать территории в своих интересах — все помнят, что из этого вышло».
Юристы Роскосмоса в ответ на подобные «агрессивные планы» всегда вспоминают «Договор о космосе» 1967 года. Он был подписан и ратифицирован и СССР, и США, и еще сотней стран мира. Несмотря на давность, он до сих пор является основой международного космического права. Его вторая статья четко говорит о том, что космические объекты не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
За что стоит побороться
Между тем 7 мая в рамках экспертной площадки МГУ «Диалог о настоящем и будущем» состоялась дискуссия «Космические кладовые Земли», касающаяся как раз возможности добычи на Луне полезных ископаемых.
Ведущий эксперт в области исследования Луны, завотдела исследования Луны и планет Государственного астрономического института им. Штернберга МГУ Владислав Шевченко заявил, что земных запасов золота, алмазов и цинка осталось всего на 20 лет, платины, меди, никеля — на 40 лет. «Мы не имеем в виду, что эти металлы интересуют нас как материал для изготовления ювелирных изделий, они в первую очередь нужны промышленности», — сказал Шевченко.
Самой богатой альтернативной «кладовой» редкоземельных металлов является космос, а именно Луна и околоземные астероиды, многие из которых содержат в себе миллионы тонны железа, никеля, кобальта, платины на десятки миллиарды долларов. За семь последних лет, согласно наблюдению астрономов, на Луне появилось 222 новых кратера от упавших астероидов, четверть из них состояла из редкоземельных металлов.
Получается, американцы не зря собрались активно осваивать Луну, нагло препирая договор 67 года?
Конечно, пока их активность в основном сводится лишь к громким заявлениям: все-таки возвращение на Луну — дело очень сложное. По словам экспертов, для того, чтобы к 2024 году, как мечтает Трамп, Штаты смогли снова высадиться на земной спутник, надо будет ради NASA остановить всю остальную промышленность, и ее средства перекинуть на амбициозный проект.
Но американцы, как тот караван, который идет вперед, несмотря на лай собак, — год за годом продвигают свою идею. В 2016 году, к примеру, разрешили частной фирме Moon express inc приступить к разработке лунных ресурсов. Конечно это внутренний документ, не имеющий международной силы, — говорят наши специалисты, но американцам он нужен. Такая лицензия развязывает руки бизнесу, призывает его активней подключаться к разработке новейших лунных технологий. Ведь прежде чем построить обособленные зоны надо решить массу неподъемных на первый взгляд вопросов, касающихся доставки на Луну техники, жизни и работы в непростых лунных условиях строителей-первопроходцев и пр.
Ну а чем же ответит на это Россия? Согласно нашим последним подкорректированным планам, мы тоже планируем осваивать Луну. Правда, запуск тяжелой посадочной станции «Луна-27» намечен у нас на август 2025 года. Это в лучшем случае, если миссию снова не перенесут на более поздний срок.
Что, если к моменту ее прилунения место посадки будет занято американской базой?
«Нам надо урегулировать юридические вопросы, касающиеся дела освоения Луны», — считает Владислав Шевченко.
Согласно договору 1967 года, Луна и все остальные небесные тела являются общечеловеческой ценностью, а значит, все страны-участницы договора должны прежде всего договориться на Земле о том, как в будущем делить лунную территорию. По самой оптимистической версии, все должно произойти так, как произошло с Антарктидой в XX веке: районы вокруг баз и станций разных стран будут лишь неформально закреплены за ними. Правда в Антарктиде никто не добывает золото и платину…