Ученые до сих пор рассматривают его как перспективное
В России появился препарат, способный эффективно лечить коронавирусную инфекцию. В его основе — мефлохин — противомалярийное средство. Об этом заявило в субботу Федеральное медико-биологическое агентство устами своего руководителя, экс-министра здравоохранения Вероники Скворцовой. На самом деле о влиянии мефлохина на вирус разновидности SARS было известно еще в начале 2000-х. О новых и старых методах лечения, которые, возможно, совсем скоро станут применяться в нашей стране для лечения COVID-19, узнал «МК».
ФМБА — организация, которая одна из первых реагирует на опасность распространения всевозможных пандемий в стране, конечно не могла остаться в стороне и в случае с коронавирусом SARS-CoV-2. Оказалось, что свое внимание на мефлохин, как возможное средство борьбы с коронавирусом здесь обратили внимание еще в 2002 году, когда ученые ломали головы над методами лечения прежнего вируса SARS-CoV.
Препарат от малярии пригодится и для COVID-19
Препарат очень хорошо показал себя, как средство, избирательно поражающее в основном клетки вируса, — пояснили МК в ФМБА. — Он блокирует так называемый цитопатический эффект (дегенеративные изменения в клеточных культурах, связанные с размножением вирусов — Авт.) и его распространение. Однако сам по себе он был бы не столь эффективен, если бы к нему не разработали дополнение. В сложных случаях очень эффективно оказалось применение так называемых макролидных антибиотиков и синтетических пенициллинов. Они препятствует формированию вторичного бактериально-вирусного синдрома и позволяют повысить концентрацию противовирусного средства в плазме крови и легких.
Предложение наших ученых использовать мефлохин для борьбы с коронавирусом поддержали американские и французские инфекционисты, которые также взяли препарат на вооружение. Он оказался менее токсичным, чем рибавирин, использовавшийся при лечении больных во время вспышки SARS в 2002-2003 годах.
– Рибавирин — это мощное противовирусное средство, которое используется и при лечении гриппа, и при лечении гепатита С. Однако у него есть довольно конкретный побочный эффект — кроме вируса в организме он убивает еще и полезные лейкоциты с тромбоцитами, а лекарство должно быть все же менее токсично, чем болезнь, — пояснил «МК» инфекционист, врач высшей категории, заслуженный работник здравоохранения Игорь Штундер.
По словам Штундера, в список Минздрава входят сегодня три средства для борьбы с коронавирусной инфекцией. Это все тот же рибавирин (он используется против сложных случаев при гриппе и гепатите С), интерферон, а также лопинавир+ ритонавир (комплексный препарат от ВИЧ-инфекции). Если комплекс на основе мефлохина пройдет все необходимые испытания, возможно его совсем скоро включат в вышеуказанный список.
«Плазма — это хорошее средство при всех тяжелых случаях»
Еще одним действенным средством против тяжелых вирусных инфекций медики считают плазму переболевших ими людей. В свое время при вспышке вируса Эболы в Африке именно нашим вирусологам, которые выехали туда в срочном порядке, удалось это успешно доказать.
– Плазма крови — общеукрепляющее средство, которое оказывает хороший эффект при всех тяжелых ситуациях, — поясняет Игорь Штундер.- Плазма переболевших тем или иным вирусным заболеванием содержит антитела. В идеале из нее вырабатывают вещество иммуноглобулин — это концентрированные антитела к конкретному заболеванию. Но, к примеру, в Китае при борьбе с нынешним коронавирусом врачи использовали чистую плазму. В ней присутствовали готовые антитела, которые сразу готовы были, как сыворотка против бешенства, бороться с вирусом в организме. Это самый быстрый на сегодняшний день способ борьбы против вируса, и эту точку зрения поддерживают многие российские инфекционисты.
— Почему китайцы использовали плазму, а не иммуноглобулин?
— Для создания иммуноглобулина надо очень много плазмы и время на переработку. А там, как мы знаем, счет шел на часы и минуты.
— У нас используют плазму при лечении больных коронавирусом?
– Этого я не знаю. Но хочу подчеркнуть, что наши, более консервативные методы лечения часто приносят пользу.
– Кстати, о новшествах. В последние дни стали активно муссировать информацию о вреде некоторых новых препаратов из разряда иммуномодуляторов, якобы вызывающих эффект «цитокинового шторма». Что это за явление и как вы к нему относитесь?
— Когда вирус попадает в организм, он вызывает ответную реакцию. Иммунная система объявляет всеобщую мобилизацию, и к делу подключаются все вещества, способные бороться с инфекцией. Цитокины — в их числе — это вещества, обладающие противовоспалительным действием. Так вот некоторые специалисты выступили с версией, что если в дополнение к естественной выработке цитокинов добавится их дополнительный «отряд», простимулированный таблетками иммуномодуляторами, то возникнет их переизбыток, или так называемый «шторм», который рождает отрицательный эффект, истощающий организм.
Думаю, эта версия еще требует доказательств, дополнительных исследований. Нельзя исключать в данном случае влияния антирекламных компаний среди изготовителей фармпродукции. Имеются неопровержимые доказательства пользы иммуномодуляторов, особенно на этапе профилактики заболеваний.