«Она может быть использована в кисло-молочном виде»
Вакцина в виде кисломолочного продукта может появиться в России к концу 2020 — началу 2021 года. Об этом сообщил во вторник, 2 июня на первом президиуме РАН, состоявшемся после длительного перерыва, вице-президент РАН Владимир Чехонин.
Владимир Павлович назвал, как минимум, восемь вакцин, разрабатываемых сейчас в академический институтах страны и МГУ им. Ломоносова, о которых ранее сообщал «МК».
Однако одна вакцина, над которой работают сейчас специалисты Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге, выделяется из общего ряда.
Это так называемая мукозальная вакцина против SARS-CoV-2.
— Мишенью для клонирования является ген S-белка коронавируса, — пояснил Чехонин. — В результате ген вводится в область кодирования поверхностных ворсинок бактерий пробиотика. Формируется бактерия с иммуногенным белком вируса на поверхности. Данная вакцина может быть использована в виде кисло-молочного продукта. Сейчас проводятся её доклинические испытания.
Стоит отметить, что некоторые специалисты, которых мы попросили оценить вакцину в виде ряженки или йогурта, скептически отозвались о её возможной эффективности. "Это какая-то экзотика!", — так отреагировал на сообщение Чехонина один из вирусологов.
Что ж, поживём, увидим.
Ещё одной необычной вакциной готов поделиться в ближайшее время Институт полиомиелита им. Чумакова.
— Это живая вакцина, которая разрабатывается уже для промышленного производства на основе ослабленного вируса, — сообщил на президиуме Владимир Чехонин.
Как пояснил нам вирусолог, доктор биологических наук, профессор РАН Пётр Чумаков, речь идёт о вакцине против полиомиелита, которая была разработана в 50-е годы его отцом Михаилом Петровичем Чумаковым. Сам Пётр Михайлович в 1959 году, в 8-летнем возрасте стал первым, на ком отец опробовал новую вакцину.
— Наша живая вакцина против полиомиелита давно применялась в качестве неспецифической вакцины против многих инфекционных заболеваний, типа ОРВИ или гриппа, — комментирует Пётр Чумаков. — Что касается вируса SARS-CoV-2, у нас есть все основания полагать, что эта вакцина защитит и от него. Но, естественно, нужны испытания. Они уже начались, это будут сразу клинические испытания, потому что вакцина давно использовалась.
— После испытаний её можно будет назвать специфической именно против коронавируса?
— Нет, она все-равно останется в разряде неспецифических вакцин, применяемых для экстренной профилактики,что очень важно в условиях отсутствия других вакцин для специалистов, медиков и людей из группы риска.
— На какой срок она будет давать защиту от Sars CoV-2?
— Мы предполагаем, что она будет действовать от трех недель до нескольких месяцев, точнее покажут испытания.
— А что дальше?
—Дальше можно будет повторять её приём, до тех пор, пока пандемия не сойдёт на нет или не придумают специфическую вакцину с выработкой антител к коронавирусу.
Коронавирус Забайкалье. Хроника событий