Подозрения связаны с ложноположительными тестами
Московские власти объявили массовое тестирование горожан на антитела к СOVID-19. Тем временем, мировые учёные до сих пор не определились – даёт ли наличие антител в крови переболевшего иммунитет надолго. Известно пока лишь одно: в мире до сих пор нет ни одного подтверждённого факта повторной инфекции. В Южной Корее сообщили было о 260 повторных инфекциях, однако тут же пришло опровержение: абсолютно все случаи были связаны с ложноположительными результатами тестов ПЦР.
Новое исследование из Южной Кореи опровергло данные предыдущего: 260 случаев повторного инфицирования оказались связаны с ложноположительными ПЦР-тестами. Тесты обнаруживали РНК разрушенных вирусов в эпителиальных клетках респираторного тракта. Клетка живет до 3 месяцев, и вирусная РНК может обнаруживаться через 1-2 месяца после выздоровления, пришли к выводу корейские учёные.
Терапевт Наталья Николаева считает, что это исследование говорит в пользу иммунитета после перенесённой инфекции: «Это не миф, выдуманный инфекционистами и клиницистами. Правда, это открытие сделано еще в 1890 году японским врачом Китасато Сибасабуро, который выявил антитела к дифтерии и столбняку. Логично предположить, что если на все остальные инфекции вырабатываются антитела, и они создают гуморальный иммунитет к конкретному возбудителю, то и при коронавирусе будет также. И если у человека есть антитела — человек не заразен, когда после выздоровления все положительные ПЦР связаны, с остатками РКН вируса. Куски, ошметки, генетический мусор, который не может заражать — просто организм его еще не вымел и не почистил. И главное, что вирус не имеет хронической персистенции, то есть, не остается с человеком надолго или навсегда, как, например, ВИЧ или гепатит В».
Известный вирусолог, директор Института медицинской паразитологи, тропических и трансмиссивных заболеваний им. Е.И. Марциновского Сеченовского университета Александр Лукашев рассказал «МК», что убедительных фактов, доказывающих возможность повторного инфицирования новым коронавирусом, в мире пока не описано: «У тяжело переболевших долгое время могут выделяться нуклеиновые кислоты. И пока мы склонны полагать, что иммунитет к COVID-19 есть. Мы не знаем его стойкость, может быть, 10 лет. Но даже если он будет угасать, повторное заболевание, скорее всего, пройдёт в лёгкой форме».
— Некоторые учёные предполагают, что новый коронавирус может обладать феноменом антитело-зависимого усиления инфекции – когда повторное заражение приводит к более тяжёлой форме заболевания. Такой феномен, например, есть у лихорадки Денге…
— Да, его опасаются. В случаях с кошачьими коронавирусами такое бывает. Но в отношении человеческих коронавирусов таких примеров не известно. К тому же получить такую патологию на введение вакцины намного легче, чем в естественных условиях, когда идёт ответ на естественную инфекцию всеми звеньями иммунитета, включая и клеточный иммунитет, и гуморальный. Поэтому, если бы повторное заражение убивало чаще, чем первичное, мы бы за миллионы лет, как вид, не выжили. А лихорадка Денге, скорее, исключение, чем правило — ещё 50 лет назад этим феноменом вирус Денге не обладал, так как в каждом регионе циркулировал только один эндемичный вариант вируса. Просто люди стали активно перемещаться и перемешали разные подтипы вирусов.
— Что сегодня известно об иммунитете к предыдущим опасным коронавирусам MERS и SARS? Говорят, со временем он исчезает?
— Это невозможно исследовать. Исследуют обычно наличие антител. Но даже если их нет, а человек болел, у него остались клетки памяти, которые знают, как их делать, и в случае болезни начинают активно продуцировать антитела. И не через неделю, а через 2 дня – при повторной инфекции они появляются быстрее.
…Тем временем, обнародованы новые данные исследования Медицинской школы Маунт-Синай в Нью-Йорке: на антитела к коронавирусу там протестировали 1343 пациентов, которые перенесли это заболевание. Однако не у всех оно было подтверждено тестами ПЦР, у многиха диагноз выставляли на основании яркой симптоматики болезни. Результаты поразительны: антитела нашли почти у всех людей с подтверждённым тестом ПЦР. А вот среди пациентов, которым поставили диагноз по клинической картине, антитела оказались лишь у каждого третьего. Также установлено, что у пятой части больных ПЦР-тест остается положительным после исчезновения симптомов, и что формирование высокого титра антител занимает не менее трех недель.
Авторы исследования подчеркнули, что наличие антител не зависело ни от интенсивности симптомов, ни от возраста пациентов (предыдущие исследования, проведённые китайцами и корейцами, устанавливали чёткую взаимосвязь: чем тяжёлее болеет человек, тем больше антител и чем старше пациент, тем их тоже больше). Американцы выяснили, что время появления антител весьма широко варьируется, но в среднем их выработка занимает 24 дня от начала симптомов и 15 дней после окончания симптомов.
Пандемия коронавируса. Хроника событий