Обращение с «коронавирусными» отходами надо строить по особым правилам
Медицинскую маску надо менять каждые два-три часа. Дезинфицировать её невозможно. Второй раз маски не используются. Что делать с маской, когда она стала бесполезной? Выкидывать в мусорное ведро? В контейнер для отходов? В мусорную урну? Или просто швырнуть в окошко автомобиля, если вы в нем едете? Ничего этого делать категорически нельзя.
Маски – так же, как перчатки, бумажные салфетки, носовые платки и прочие санитарно-бытовые отходы – с большой вероятностью могут оказаться засеяны вирусами, и от них подцепят инфекцию работники мусорных компаний, дворники или люди, которые выбирают из мусорных контейнеров вторсырье и этим живут.
Во время пандемии утилизация санитарного мусора и средств индивидуальной защиты требует особого подхода. Тем более, коронавирус, как выяснили ученые, остается жизнеспособным на некоторых поверхностях до трех недель.
В медучреждениях действует особый алгоритм сбора и утилизации отходов, которые образуются непосредственно от больных. Там работа с медотходами ведется по особым правилам, которые закреплены в законе об утилизации именно медицинских отходов
Но сейчас – из-за пандемии — любой жилой дом, офис, предприятие может продуцировать медицинские отходы. А для них никакого «особого алгоритма» нет.
«Маски, бумажные носовые платочки и другие санитарно-бытовые отходы мы просим предварительно класть в полиэтиленовые пакеты, желательно в два, и обязательно завязывать их. В таком виде эти отходы можно сдавать в серый бак», — предлагает компания, осуществляющая сбор и утилизацию твердых бытовых отходов в подмосковном регионе.
Помимо серого бака для смешанных отходов на контейнерных площадках установлен еще синий бак для вторсырья. Вот в синий бак не стоит бросать ничего медицинского – даже в завязанном пакете. Содержимое синих баков сортируется, и сортировщики могут легко подцепить инфекцию.
Отходы из серого бака потом окажутся либо на полигоне, либо будут размещены на карте временного хранения неперерабатываемых «хвостов» на комплексах сортировки. После ввода в эксплуатацию мусоросжигательных заводов такие «хвосты» будут переработаны в электроэнергию.
Когда инфекционных больных в населенном пункте становится в разы больше, чем обычно, проблем с мусором тоже становится в разы больше.
В Ухане, например, пришлось построить не только новые больницы, но и дополнительный завод по переработке медицинских отходов. Кроме того, на пике заболеваний там работали порядка 50 мобильных очистительных станций, позволяющих обеззараживать медицинские отходы прямо на месте – до транспортировки на переработку.
Вчера Минздрав России выступил с разъяснением о порядке обращения с медицинскими отходами в связи с распространением коронавирусной инфекции. «Обращение с отходами проводится в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к обращению с медицинскими отходами класса В. Любые виды утилизации отходов класса В, отличающиеся от указанных в документе, недопустимы».
К медицинским отходам класса В относятся:
— Материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями.
— Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1-2 групп патогенности.
— Отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий.
Медицинские маски, без которых сейч ас люди стараются не выходить на улицы, в большой своей части могут рассматриваться как медицинские отходы класса В: материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями.
Обращаться с ними в соответствии с требованиями Минздрава обычные люди, конечно, не могут. Но все равно надо помнить, что использованная маска может быть опасна для окружающих. Это не обертка от конфеты и не стаканчик из-под йогурта.
Сейчас, впрочем, и обертка со стаканчиком могут оказаться опасны.
Пандемия коронавируса. Хроника событий