Природа начала наступать на человека
Как подтверждает практика, период самоизоляции не проходит бесследно даже для крупных мегаполисов мира. Пока мы сидим в заточении, мать-природа берет свое и показывает, кто в доме хозяин.
Взять преуспевающую по всем статьям Великобританию. В восточных пригородах Лондона несколько дней назад расположилось стадо оленей. Они, похоже, даже не подозревают, что «когда-то» здесь жили люди. Следов человеческой жизнедеятельности не осталось. Даже в дневные часы улицы пустынны, нет потока машин, шума и гама. А природа, как известно, не любит пустоты.
В отличии от спокойных оленей в Лондоне, туристический городок Лландидно в Уэльсе оккупировали горные кашмирские козы. Эта публика более своенравна.
Дикие кабаны разгуливают по итальянскому Бергамо, по Парижу и Барселоне.
Со всех концов мира (польский город Закопане, Индия, Мексика, Калифорния) в сетях появляются сообщения: где-то в опустевших туристических зонах разгуливают койоты, где-то на брег морской повыползали редкие виды черепах. А в чилийском Сантьяго, где с 22.00 до 7.00 действует комендантский час, ночным комендантом стала… грозная пума! Дикая кошка также по-хозяйски обходит свои владения, выискивая что-нибудь вкусненькое.
Экологи в полном восторге. Стоило человеку уйти на самоизоляцию, сократить промышленное производство, уменьшить грязные выбросы в атмосферу, как природа тут же отреагировала бурным восстановлением. Вода в реках и озерах стала прозрачной, видны плавающие рыбки. Количество спасенных жизней из-за чистого воздуха, уверены экологи, превышает количество смертей от коронавируса.
Да, люди укрылись от опасной инфекции в своих квартирах всего 1,5-2 месяца назад. А крупнейшие города мира уже не узнать.
Но не слишком ли быстро и как-то легко природа дает понять человеку, что, собственно, он здесь лишний, что она «как-нибудь» обойдется и без его кипучей деятельности на планете? Пожалуй, есть повод задуматься.
Ведь человек еще никуда не делся, не ушел. Он каждое утро спускает к подъезду мусорное ведро – а там его уже поджидает пума или веселые дикие кабанчики. Всего-то за 2 месяца полуподпольного существования!
Что будет, если мы посидим в укрытиях еще столько же? Сможем ли выйти на свою родную улицу, узнаем ли площади и памятники?
Больше 20 лет назад на экраны вышел американский научно-популярный фильм «Жизнь после людей». О том, что станет с нашей планетой, если на ней (по какой-то причине) вдруг исчезнет человеческая цивилизация.
Как долго протянут наши дома и инженерная инфраструктура, оставшаяся без обслуживания, что станет с домашними и одомашненными животными – в общем, как быстро место человека в густозаселенных городах (рассматривались многие мегаполисы: Нью-Йорк, Вашингтон, Лондон, в том числе и Москва) путем естественной эволюции займет мать природа – прежде всего в виде нашествия диких зверей в городские кварталы. Вернее, в то, что от них с течением 5-10-50 и много более лет останется.
Казалось бы, чистое фэнтэзи. Как может разрушиться Эмпайер-стейт-билдинг в Нью-Йорке, Эйфелева башня в Париже или Храм Василия Блаженного в Москве? Кстати, по версии создателей этого фильма храм на Красной площади сумеет простоять 120 лет, а сама «главная площадь» России к тому времени покроется густым непроходимым лесом.
Но авторы такого исследования опирались, все-таки, на реальные факты. Потому как в истории человечества не раз и не два случались события, в результате которых люди навсегда покидали свои дома и города. И города полностью отдавали себя природе.
Вспомним украинский город Припять – он опустел после аварии на Чернобыльской АЭС. Густозаселенный остров Хасима в Японии, который люди покинули в 1974 г, Или г. Ангкор в Камбодже – его еще 600 лет назад разорили сиамские войска и он благополучно превратился в город-призрак.
В общем, прогнозировалось, что при полном исчезновении человечества уже через 10 дней первыми жертвами такого катаклизма станут домашние животные. Которые в поисках пищи выберутся на улицы и погибнут в борьбе за выживание. Шансов уцелеть у них будет не много.
Через 6 месяцев пригородные районы начнут заселять койоты и рыси. Потом здесь появятся олени, волки и медведи. (В российские города медведи начнут заходить почему-то только через 9 месяцев, хотя медведи – чисто русская фишка).
То есть, при полном исчезновении человеческой цивилизации создатели фильма отводили полгода на то, что в городские потянутся дикие животные.
А они к нам стали приходить через полтора-два месяца.
При том, что по пустынным улицам городов изредка курсируют полицейские машины, призывающие нас сидеть по домам. При том, что в условиях самоограничения продолжают работать дежурные бригады по обслуживанию жизненно важных предприятий, в том числе городских водокачек и канализации.
Может, Человек, который, безусловно, звучит гордо, переоценивает свою роль в истории? Может, все наши технологии окажутся ничем, если сквозь трещины в асфальте, которые некому заливать битумом, полезут джунгли? А мы, такие продвинутые, штурмующие космос и атом, будем спасаться от хищников в прериях или в пампасах?
Не пора ли нам пересмотреть отношение к природе? А то сами не заметим, что наворотили…